Выведи, мой друг, меня сперва из затруднения, а нравоучение ты и потом прочтешь. 

Жан Лафонтен

Октябрь 2022

     
П В С Ч П С В
26
27
28
29
30
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
1
2
3
4
5
6

Об инновационном проекте «Модель постинтернатного сопровождения выпускников детского дома»

05.10.2015

Об инновационном проекте «Модель постинтернатного сопровождения выпускников детского дома»

Одна из актуальных задач, стоящих перед государством и обществом на современном этапе – это задача создания и совершенствования системы социальной адаптации выпускников детских домов, включая их социально-психологическое сопровождение, обеспечение жильем, оказание содействия в получении профессии и последующем трудоустройстве.


Необходимость создания системы постинтернатного сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обозначена в «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», утвержденной Указом Президента РФ от 01.06.2012 г.


В Архангельской области предпринимаются конкретные меры, направленные на улучшение работы по постинтернатному сопровождению воспитанников учреждений, однако предполагается, что больше усилий необходимо прилагать для подготовки детей-сирот к самостоятельной жизни, когда они находятся еще в стенах учреждений, а не после их выпуска.


Современные процессы, связанные с реструктуризацией детских домов, предполагают организацию специальных структурных подразделений – служб или центров постинтернатного сопровождения. Это инновационное направление в деятельности детских домов, требующее обучения, научно-методического обеспечения, апробации новых подходов, обобщения практического опыта.


В 2015 году Центр профилактики социального сиротства разработал и начал реализацию инновационного проекта «Модель постинтернатного сопровождения выпускников детского дома». Базовыми учреждениями в проекте стали ГБОУ «Северодвинский детский дом» г. Северодвинск., ГБОУ «Ракуло-Кокшеньгский детский дом» Вельский район., ГБОУ «Архангельский детский дом №1» г. Архангельск.. Данные организации стали базовыми не случайно, в них давно и результативно велась работа по созданию условий для подготовки воспитанников к самостоятельной жизни и сопровождению выпускников.


Базовые учреждения активно включились в деятельность по реализации инновационного проекта: разработку и апробирование моделей постинтернатной адаптации, разработку программ сопровождения и определение критериев социальной адаптированности выпускников. Специалисты детских домов являются членами созданной рабочей группы, участвуют в заседаниях, обсуждениях, делятся опытом на курсах повышения квалификации.


За полугодие получены первые результаты, они опубликованы в сборнике методических материалов «Постинтернатное сопровождение воспитанников детских домов»:


  • В «Архангельском детском доме №1» создана Служба постинтернатного сопровождения, разработано положение, определены актуальные проблемы выпускников. В перспективе развития Службы планируется организация групповых занятий по интересам для выпускников (например, мастер-класс по парикмахерскому искусству), разработка системы мониторинга деятельности, создание буклетов, памяток для выпускников.
  • «Северодвинский детский дом» также открыл Службу постинтернатного сопровождения, разработана программа индивидуального сопровождения, определены задачи сопровождения, взаимодействия с организациями начального и среднего профессионального образования. Служба ориентирована на оказание комплексной психолого-педагогическои, медико-социальной и правовой помощи в решении трудных жизненных ситуаций. Разработан алгоритм деятельности, карта жизненных целей выпускника, индивидуальный план сопровождения, критерии эффективности деятельности Службы.
  • В «Ракуло-Кокшеньгском детском доме» сформирована Служба сопровождения на базе проекта «Социальная квартира», реализованного как программа подготовки к самостоятельной жизни. Проект «Постинтернатное сопровождение выпускников» является вторым этапом в данном направлении деятельности. Определены цели и задачи, разработана карта выпускника, составляется план взаимодействия педагогов детского дома и специалистов образовательной организации, с ними поддерживается тесная связь. В перспективе Службой планируется сопровождение выпускников до достижения 23-летнего возраста.


Во втором полугодии Центром планируется проведение методических консультаций, заседаний рабочей группы, видеоконференции. В 2015 году предполагается завершение апробации моделей, подведение итогов деятельности на данном этапе, разработка методических рекомендаций к описанию моделей сопровождения выпускников, подготовка специалистов базовых площадок к участию в образовательных мероприятиях.


Таким образом, внедрение инновационного проекта «Модель постинтернатного сопровождения выпускников детского дома» в образовательную практику актуально по содержанию, соответствует современным подходам к решению проблем воспитанников, дает импульс к дальнейшему развитию организаций для детей-сирот.



Галушина Э.Б., методист Центра

профилактики социального сиротства АО ИОО


Возврат к списку