Выведи, мой друг, меня сперва из затруднения, а нравоучение ты и потом прочтешь. 

Жан Лафонтен

Октябрь 2022

     
П В С Ч П С В
26
27
28
29
30
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
1
2
3
4
5
6

О проблеме подготовки воспитанников детского дома к семейному устройству

27.11.2015

О проблеме подготовки воспитанников детского дома к семейному устройству

Каждый ребенок должен быть счастлив

в своем детстве, а счастлив тот, кто счастлив дома.

Я.Б. Артемьева


Современная ситуация, связанная с развитием семейных форм устройства детей-сирот в Архангельской области предполагает больше внимания уделять детям, которых граждане желают воспитывать в своей семье. А значит, необходимо делать следующие шаги в этом процессе. Наряду с реализацией программ подготовки кандидатов в приемные родители, необходима разработка и внедрение программ подготовки воспитанников детских домов к жизни в семье. Поскольку детей принимают в семьи из разных детских домов и домов ребенка, предполагается, что каждое учреждение обязано заниматься подготовкой детей к семейному проживанию.


Так ли это в реальной ситуации? Можно с уверенностью сказать, что такая деятельность осуществляется далеко не везде. Только в нескольких учреждениях разработаны и реализуются программы подготовки детей к жизни в новой семье: Вельский детский дом, Онежский детский дом, Североонежский детский дом и некоторых других. В то же время, многие руководители и педагоги считают, что ребенку и так повезло, надо радоваться тому, что он будет теперь жить в семье. Кроме того, предполагается, что ребенок быстро справится с ситуацией перемещения, что адаптироваться детям проще, чем взрослым. Даже, если ребенок усыновляется иностранными гражданами, его особенно не готовят к этому важному событию в жизни, ну разве что покажут фотографию будущих родителей. Иногда, когда ребенок маленький, или с задержкой развития, даже считают, что он ничего не понимает, зачем что-то объяснять? Гораздо важнее правильно оформить бумаги, пройти все необходимые инстанции.


Почему же все-таки необходимо заниматься подготовкой детей в детских домах к устройству в семью? Такая подготовка важна потому, что ребенок в новой для него ситуации нуждается в информировании, объяснении, понимании, поддержке, т.е. в сопровождении компетентного педагога. Ребенка необходимо воспринимать как главное действующее лицо в этой ситуации, относиться к нему с уважением. Информация должна быть правдивой, т.к. вымышленная информация не дает возможности управлять реальной ситуацией. Даже очень маленькие дети нуждаются в объяснении происходящего. Нужно дать ребенку возможность и время понять и осознать происходящее, готовить ребенка заранее.


Для подготовки детей требуются специально разработанные программы, в которых предусмотрены занятия, направленные:



- на снижение тревожности и развитие базового доверия детей;
- формирование позитивной самооценки ребенка, уверенности в себе;
- развитие мотивации к жизни в новой семье;
- обучение правильным способам взаимодействия между членами семьи;
- создание положительного образа семьи и др.


Такие программы реализую обычно педагоги-психологи, социальные педагоги, воспитатели детского дома. Работа по подготовке детей требует от специалистов специальных знаний по поводу содержания деятельности, компетентности в использовании методов и технологий, взаимодействия при реализации программ. Программы могут быть реализованы как в группе, так и индивидуально. При разработке программ и работе с детьми необходимо учитывать возраст ребенка, индивидуальные и психологические особенности, ситуацию развития, мотивацию на проживание в семье, интересы, запросы и предпочтения ребенка.


Рекомендуемые направления деятельности по подготовке воспитанников детского дома к жизни в семье:


  • Изучение мотивации детей, их желания перейти в замещающие семьи.
  • Беседа с детьми о формах и особенностях замещающих семей.
  • Обсуждение с детьми их взаимоотношений с родственниками, родителями, расширенной семьей.
  • Создание установки на успех в жизни в будущей семье.
  • Формирование желания и мотивации иметь семью и жить в ней.
  • Составление с детьми плана овладения социальными навыками, необходимыми для жизни в замещающей семье.
  • Формирование представлений о роли сына, дочери в семье.
  • Формирование представления о функциях семьи, ее значении в обществе.
  • Формирование социальных навыков взаимодействия с другими членами семьи, родственниками.
  • Формирование умения осознанно подчиняться требованиям родителей и выполнения семейных правил, норм, традиций.
  • Развитие уверенности в себе, снятие страхов и опасений по поводу жизни в замещающей семье.
  • Формирование трудовых обязанностей, необходимых для жизни в семье.
  • Подготовка к осознанному подчинению требованиям родителей и выполнению семейных правил, норм, традиций.
  • Развитие представлений о своем будущем, профессии, умение обсуждать с родителями свой выбор.


Психологическая подготовка ребенка к жизни в приемной семье необходима в первую очередь для того, чтобы процесс адаптации к новой семье прошел максимально безболезненно как для ребенка, так и для всех членов семьи. Подготовка детей к переменам жизненных обстоятельств, безусловно, требует значительного внимания и играет чрезвычайно важную роль в успешности семейного устройства.


С этой целью специалистами Центра профилактики социального сиротства подготовлен сборник методических материалов «Ребенок должен жить в семье (о подготовке воспитанников детского дома к устройству в семью)». В содержании сборника представлены технологии, методы, этапы подготовки ребенка, психологические подходы к реабилитации и сопровождению детей в детском доме. Надеемся, что руководителям, педагогам и специалистам будет полезна предложенная информация, рекомендации, практический опыт подготовки детей к помещению в приемную семью, а также программы подготовки воспитанников к семейному устройству.



Галушина Э.Б., методист Центра профилактики

профилактики социального сиротства АО ИОО


Возврат к списку