Выведи, мой друг, меня сперва из затруднения, а нравоучение ты и потом прочтешь. 

Жан Лафонтен

Октябрь 2022

     
П В С Ч П С В
26
27
28
29
30
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
1
2
3
4
5
6

Групповое занятие с детьми дошкольного возраста по психологической подготовке к жизни в замещающей семье «Мое личностное пространство»

16.05.2014

Групповое занятие с детьми дошкольного возраста по психологической подготовке к жизни в замещающей семье «Мое личностное пространство»

Ирина Владимировна Харитонова,

педагог-психолог


Цель: осознание собственных телесных границ и границ другого.


Упражнение: «Подарок».


Цель: введение в занятие.


В.: Ребята сегодня мы с вами займемся интересным и приятным делом. Мы будем ходить друг к другу в гости. Но когда мы идем в гости, надо взять с собой хорошее настроение, а еще что?


-(ответы детей)


-Правильно, нам еще пригодится подарок.


Давайте встанем в круг и будем показывать по очереди, кто какой подарок возьмет с собой без слов, жестами, а все остальные будут угадывать, что это за подарок (если не угадаем с 3 попыток, то участник сам называет то, что он загадал.)


Обсуждение: понравилось вам дарить подарки?


Упражнение: «Мое место»


Цель: осознание своего и чужого личностного пространства.


В.: У каждого человека есть какое-то «свое» место, где он чувствует себя уютно. Иногда ему хочется побыть с людьми, иногда – и одному. Сейчас вы начнете ходить по комнате в поисках такого места, которое вам нравится. Но сначала я каждому из вас в руки дам вот такие вот отпечаточки стоп. Когда вы найдете для себя подходящее место, положите на пол этот отпечаток и встаньте на него.


Не спешите, постарайтесь выбрать себе приятное мес­течко не очень близко к другим. Ну вот. Ваше место находится там, где вы сейчас стоите. Никто другой не может находиться на этом месте. Сядьте на пол. Когда вы садитесь, вам нужно чуть-чуть побольше места, чтобы удобно разместиться, — и все это тоже ваше место. Попробуйте использовать его, ведь оно принадлежит вам. Почувствуйте его под ногами. (В.слегка топает каждой ногой по тому месту, на котором стоит сам). Теперь вытяните руки и нарисуйте вообра­жаемый круг, охватывающий ваше место. (В. сам вытягивает руки и рисует воображаемый круг). Сделайте его таким большим, как вы хотите. Но при этом таким, чтобы вы могли дотя­нуться рукой до любой части вашего места. Вся территория, до которой вы можете свободно дотронуться, принадлежит вам...


Теперь прикоснитесь к полу на своем личном месте. Это сейчас ваш собствен­ный пол. Если хотите, в своем воображении вы можете окрасить его в любой цвет.


Быть может, вы захотите мысленно обнести свое место небольшой стеной. Для этого достаточно прикоснуться к полу и медленно вытянуть из него стену, как рыбку из пруда. (В. показывает это движение). Эту стену вы можете построить любой высоты. Она может быть совсем низкой или такой высокой, чтобы вас никто не видел за ней. Покажите, какая у вас получилась стенка?


Стена может быть сделана из любого материала. Вы сами можете выбрать, из какого материала ваша стена. Я буду называть материал, а вы будете представ­лять, что находитесь за стеной именно из этого материала. Для того, чтобы вам легче было представить, закройте глаза… Попробуйте пред­ставить себе, что стена вокруг вашего места сделана из кирпича. Эта стена очень крепкая — ее невозможно пробить…


А сейчас представьте, что стена сделана из дерева. Она уже не такая крепкая и плотная…


А сейчас представьте себе, что стена сделана из ткани. Она заколеблется, если на нее подует ветер. И время от времени вы оказываетесь вообще без стены.

А сейчас представьте себя за такой стеной, за которой вам уютно...


Теперь я попрошу вас сделать в стене окошко. Оно может быть разной формы. Оно может быть похоже на круг или квадрат, на треугольник, а возможно, и на сердце. Покажите руками, какое у вас получилось окошко…


Представьте, что в окне вы видите лица ваших друзей, людей, которых вы видите… Они смотрят на вас, улыбаются, они любят вас… Вы тоже можете им улыбнуться и сказать мысленно, как вы их любите, как они дороги вам…


А сейчас представьте себе, что в вашей стене появилась дверь. Она тоже может быть выполнена из любого материала... Она может быть железной, деревянной, или вместо две­ри может висеть занавеска… Выберите дверь, которая вам подходит больше всего... Скажите сами себе: «Это моя дверь, я ее хозяин (или хозяйка). Я могу ее открыть и пустить туда своих друзей, взрослых, всех, кто мне нравится. Я могу ее закрыть, если хочу побыть один (одна).»…


Откройте глаза…


Сейчас я вам громко скажу: «Поменяйтесь местами», и каждый из вас дол­жен будет выбежать из своего места и занять место другого. Итак, поменяйтесь местами…Все заняли новое место?... Нравится ли оно вам так же, как прежнее? А теперь вернитесь на свое место…. Как вы чувствуете себя здесь?


Рефлексия:


-Получилось ли у вас почувствовать свое особенное место?


-Какое оно получилось? Из какого материала вам захотелось сделать стенку, ограждающую ваше место?


-Холодно в нем было или тепло? Уютно или неуютно?


-Уютно ли было вам на чужом месте?


Упражнение: «Гости»


Цель: установление комфортной дистанции в общении с другими.


В.: Оставайтесь, пожалуйста, на ваших местах. Сейчас мы с вами будем ходить друг к другу в гости. В гости мы будем ходить все вместе, взявшись за руки. Но для того, чтобы гостеприимному хозяину своего места было уютно, мы будем приближаться к нему постепенно. И если ему нравится, что мы приближаемся к нему, он говорит нам «тепло», а если не нравится, и мы подошли слишком близко, он говорит: «холодно». И тогда мы замираем. Давайте решим, к кому мы пойдем в гости первому?


Обсуждение:


-Понравилось ли вам выполнять это упражнение?


В.: Теперь давайте встанем произвольно на расстоянии вытянутой руки друг от друга – так, чтобы никому не мешать. Обведите снова руками ваше пространство. Закройте глаза… Почувствуйте пол… Представьте вашу стенку… окно…, дверь…Вы снова ощущаете свое место. Ваше место есть всегда там, где есть вы. Сейчас оно становится легким и прозрачным…


Теперь сложите его мысленно и возьмите его с собой…


В.: давайте откроем глаза.


Рефлексия:


-Понравилось ли вам сегодняшнее занятие?


Какое у вас сейчас настроение? Покажите его, пожалуйста, жестом.


Литература:

Ослон В.Н.

Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья. — М.: Ге­незис, 2006. — 368 с.


Возврат к списку