Выведи, мой друг, меня сперва из затруднения, а нравоучение ты и потом прочтешь. 

Жан Лафонтен

Декабрь 2022

     
П В С Ч П С В
28
29
30
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
1

Программа психопрофилактической работы с последствиями травматических переживаний

16.05.2014

Программа психопрофилактической работы с последствиями травматических переживаний

«ПЛОХОЕ И ХОРОШЕЕ ПРОШЛОЕ»

(Программа работы со старшими дошкольниками и младшими школьниками)


Олег ХУХЛАЕВ, кандидат психологических наук

«Школьный психолог», №17, 2005 г.


Работа с последствиями травмы, безусловно, требу­ет от психолога высокой меры ответственности. Стал­киваясь с ними, мы начинаем ощущать, что «это уже не игрушки». Ощущение необходимости что-то делать в сочетании с невозможностью предпринять какие-либо радикальные шаги для помощи — пожалуй, самое тяже­лое переживание для любого профессионала. Одних это толкает на бездумную непрофессиональную и в конеч­ном счете вредную «помощь». Другие «берут себя в руки» и смиряются.


Причем особенно остро эта проблема стоит для психолога, который в силу своих функцио­нальных обязанностей не может заниматься серьезной работой с травмой. Это требует как огромного количе­ства времени (которого всегда нет), так и специальных навыков (которые необходимо постоянно оттачивать). Да и в повседневной круговерти много других тем, которые нельзя пускать на самотек.


Возможный выход из этой ситуации видится в том, чтобы включать работу с травмированными детьми в повседневную программу групповых занятий, без раз­деления класса на «травматиков» и здоровых. Предла­гаемый автором ряд упражнений для групповой работы с учениками 1—4-х классов может позволить психологу выйти на тему травмы при работе с группой в целом, делая это осторожно и безопасно.


Для использования этих материалов есть всего лишь два противопоказания. Первое — страх навредить. Тре­вога ведущего в этом случае будет, скорее всего, рас­познана детьми, которые будут стараться делать все возможное для того, чтобы психолог «не так боялся». Второе — активное стремление к работе с травмати­ческим материалом. За ним всегда, кроме искреннего желания помочь, стоят личные проблемы психолога. Единственный вариант — спокойное нейтральное отно­шение: сопереживание без экзальтации, эмпатия без аффекта. В этом случае предложенные автором мате­риалы станут основой для построения психологом соб­ственных программ и выстраивания индивидуальной логики работы с последствиями травмы.


Цель занятий: профилактика негативных отклоне­ний личностного развития, вызванных травматически­ми переживаниями.


Задачи


1. Осознание необходимости интеграции негативных жизненных переживаний.


2. Развитие способности к совладанию с травмати­ческим жизненным опытом.


3. Обучение навыкам «внутреннего диалога» с пат­тернами травматических переживаний.


ЗАНЯТИЕ 1. ПРОШЛОЕ


Разминка


«В прошлом я...»


Детям предлагается продол­жить фразу «В прошлом я...», «Раньше я...». При затруднени­ях вначале фразу несколько раз заканчивает ведущий. Жела­тельно, чтобы каждый ребенок закончил ее не менее двух раз.


Основное содержание


«Плохое/хорошее про­шлое»


Ведущий. Вы знаете, что бывает боль телесная: когда ударился, порезался. А бывает душевная, это происхо­дит, когда случаются неприятные истории. Так вот, в прошлом у каждого человека было что-нибудь плохое, неприятное (приводит пример из своего детства, же­лающие дети дополняют), то, что принесло боль. Но также в прошлом было и много хорошего, приятного (приводит пример из своего детства, дети по желанию дополняют).


Затем детям предлагается разыграть перед группой, что было в прошлом плохого (можно использовать актеров-помощников из группы и ведущего). Возможно, если ситуации не очень серьезные и группа не мотивирована на «глубинную» работу, угадывать, что изображалось.


Затем таким же образом разыгрывается то, что было в прошлом хорошего.


После этого дети рисуют на листе, разделенном на две ча­сти, свое «плохое, неприятное» и «хорошее, приятное» про­шлое.


Рефлексия


Расскажите о том, что про­изошло с вашей «болью» за время сегодняшнего занятия?


ЗАНЯТИЕ 2. ПОТЕРЯ


Разминка


«Ладошка» Детям предлагается положить свою ладошку на лист бумаги, раздвинуть пальцы. Затем обвести ее контуры каран­дашом и на каждом пальце написать что-нибудь хоро­шее о себе от первого лица («Я — красивый», «Я — силь­ный» и т.п.). В случае затруднений с письмом дети толь­ко придумывают, а пишет ведущий. Затем ведущий со­бирает «ладошки», по очереди читает группе, что на них написано, а дети догадываются, кому какая «ладош­ка» принадлежит.


Основное содержание

«Поможем зайцу!»


Ведущий. Часто бывает так: сначала у человека что-то было, а потом.это исчезло, пропало. (Дети приводят примеры.) То есть мы что-то потеряли и от этого все­гда грустно. Если мы потеряли что-то неважное, то мы быстро развеселимся, а если важное — то долго будем помнить.


Выбирается актер, который хочет быть грустным зай­чиком. Он садится на стул перед группой.


Ведущий. Зайчику грустно оттого, что он потерял что-то. Что потерял зайчик?


Дети «накидывают» варианты, из которых сам «грустный заяц» выбирает что хочет.


Группе дается задание утешить грустного зайца: что ему можно сказать, чем помочь? Придумавший способ утешения исполняет это; В случае затруднения возмож­ные способы демонстрирует ведущий (они должны быть заготовлены заранее).


Затем все рисуют «утешительные» картинки «для гру­стного зайца».


Рефлексия


Чем и как потеря может помочь человеку? (Вопрос обсуждается только с детьми старше 9 лет, при этом ведущему следует заранее придумать доступные для понимания детей ответы на него.)


ЗАНЯТИЕ 3. РАЗГОВОР С ПОТЕРЕЙ


Занятие проводится толь­ко в том случае, если хотя бы несколько учеников из клас­са перенесли серьезную по­терю — родных, дома, роди­ны и пр.


Разминка


Здесь хорошо провести небольшое, знакомое группе, энергетически «ресурсное» упражнение.


Основное содержание


Упражнение «Разговор с потерей» Детей просят быть серьезными и внимательными, по­тому что потеря — это очень тяжело (возможно, следу­ет заранее договориться с директором, что на этом за­нятии некоторых детей придется удалить из класса). Вы­зывается делающий рассказать о том, что он потерял. После рассказа перед ним ставится стул и его просят представить, что на этом стуле то, что он потерял.


Ведущий. Даже если такого не может быть, попро­буем представить, что мы в фантастическом фильме, где все возможно и даже родина умеет разговаривать.


Сейчас у тебя есть возможность сказать тому, кого (что) ты потерял, все, что хочешь, или спросить о чем-либо.


После вопроса или высказывания ведущий просит ребенка занять место «потери» и ответить от ее лица. При несогласии необходимо спросить мнение ребенка о том, что может ответить «потеря». Если класс настроен серьезно — можно попросить помощь у класса. Если же нет других возможностей, ведущий отвечает сам, по возможности не допуская серьезных интервенций и «отзеркаливая» то, что говорит ученик.


Процедуру необходимо проделать со всеми желающи­ми. Следует вести упражнение максимально «недирек­тивно», чтобы не вызвать бурных защитных реакций и не допустить высвобождения непроработанной энергии.


Рефлексия


Чем может помочь такой разговор, как сегодня? Чем он помог вам?


ЗАНЯТИЕ 4. ЛИНИЯ ВРЕМЕНИ


Разминка


«Три времени»


А) «Видеть»


Дети закрывают глаза и по команде ведущего пред­ставляют себе картинку из прошлого, затем из будуще­го. Открывают глаза и осматриваются — что происхо­дит сейчас (настоящее).


Б) «Делать»


Детям говорится, что раньше они были маленького роста, сейчас — такого, как есть, а в будущем вырастут большими.


Ведущий. А сейчас по команде «раз» (или «про­шлое») вы будете превращаться в маленьких, «два» — в таких, какие вы есть, «три» — в больших, какими вы будете в будущем.


Основное содержание


«Линия времени»


Ведущий и ребенок проигрывают основные этапы жиз­ни человека. В центр круга ставятся рядом два стульчи­ка — это кроватка. Один из детей ложится на стульчики, двигает руками и ногами, изображая младенца. Веду­щий—мама, которая качает ребенка. Далее ребенок вырастает — идет в детский сад. Ведущий сначала в роли мамы сопровождает туда ребенка, затем играет роль воспитательницы. Затем ребенок идет в школу, веду­щий при этом становится учителем- Когда ребенок вы­растает большим, он идет в армию, на работу, в инсти­тут (как сам придумает). Соответственно, ведущий иг­рает роль начальника, преподавателя и т.п. Важно, что­бы ребенок сам строил линию времени, а взрослый толь­ко помогал в инсценировании «содержания возраста».


Рисунок «Линии времени»


Дети рисуют личную линию времени. В случае за­труднения дается более четкая инструкция: рисовать прошлое, настоящее и будущее на листе, разделенном на три части.


Рефлексия


Какие чувства вызвал у вас разговор о прошлом? О настоящем? О будущем?



Возврат к списку