Выведи, мой друг, меня сперва из затруднения, а нравоучение ты и потом прочтешь. 

Жан Лафонтен

Декабрь 2022

     
П В С Ч П С В
28
29
30
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
1

Программа подготовки детей к помещению их в семью.

16.05.2014

Программа подготовки детей к помещению их в семью.

Служба сопровождения семьи ГОУ Детский дом37 города Москвы


Параллельно с подготовкой потенциальных приемных родителей ведется подготовка самих детей. Совершенно ясно, что для полноценного воспитания детей в замещающей семье необходимо проводить подбор и обучение не только граждан, желающих воспитывать в своих семьях детей, оставшихся без попечения родителей, но и должна идти подготовка самих детей к помещению в семью. Реабилитационная программа проводится и с детьми, у которых есть шанс быть возвращенными в свою кровную семью.


Описание программы. Цели и задачи:


Программа является приблизительной схемой работы, которая требует широких вариаций при работе с каждым конкретным ребенком.


Специалист, при работе по подготовке, должен учитывать следующие особенности ребенка – кандидата:


- возраст ребенка;


- ситуация развития до момента возможности помещения в семью:


а) дети, вообще не имеющие опыта проживания в семье;


б) дети, имеющие опыт проживания в семье (т.е. попавшие в детский дом из, как правило, неблагополучной семьи);


в) дети, имеющие опыт проживания в патронатной семье, прервавшийся по каким – то причинам;


- индивидуальные психологические особенности ребенка;


- какого рода работа уже проводилась или проводится с ребенком;


Программа рассчитана на детей – кандидатов на патронатное воспитание и осуществляется в полном объеме только с теми детьми, у которых появился реальный шанс быть взятыми на патронатное воспитание.


Программа осуществляется педагогом – психологом, социальным педагогом, а также привлекаются специалисты по семейному воспитанию (родная семья, патронатная семья).


Цель программы: психологическая и социальная готовность ребенка, воспитывающегося в условиях Детского дома, к жизни и воспитанию в патронатной семье;


Задачи программы:


- диагностика индивидуальных особенностей ребенка для успешного подбора патронатной семьи, т.е. подбор семьи и ребенка с учетом потребностей и возможностей обеих сторон, их психологической совместимости;


- формирование у ребенка – кандидата представлений о семейной системе, внутрисемейных взаимоотношениях, семейных ролях, обязанностях;


- компенсация последствий травматического опыта (опыт проживания в кровной семье, опыт проживания в патронатной семье) и создание позитивного образа семьи;


- работа над компенсацией депривационных нарушений в развитии;


- работа с эмоционально – волевой сферой;


- развитие стратегии совладания со стрессом;


- формирование навыков решения межличностных проблем;


- консультирование ребенка по возникающим трудностям, проблемам, сомнениям. Предоставление ребенку всей необходимой информации о возможной перспективе воспитания.


Предполагаемый результат:


- психологическая готовность ребенка к жизни и воспитанию в патронатной семье;


- подбор патронатного воспитателя с учетом психологической совместимости с ребенком;


Содержание программы:


1 этап - Диагностический блок


На первом этапе дети проходят ряд необходимых диагностик.


- диагностика особенностей актуального развития детей (диагностика высших психических функций, диагностика эмоционально – волевой сферы);


- особенности семейного опыта ребенка;


- сбор информации о ребенке (социальной, психологической, медицинской);


Если при прохождении ребенком психологического диагностического обследования выясняется, что ребенок имеет отклонения в психическом развитии, вызванными условиями воспитания, психофизиологическими отклонениями, то для такого ребенка с особой тщательностью подбирается семья, которая ставится в известность об особенностях ребенка, его развития.


После проведения диагностического обследования специалист составляет заключение об актуальном уровне развития ребенка, его психологических особенностях.


2 этап – подготовка к жизни в замещающей семье


На втором этапеидет непосредственная подготовка детей к жизни в семье. С каждым воспитанником педагогом-психологом проводятся индивидуальные консультации по следующей схеме:


1 занятие:


Рассказ ребенку о семье. Обсуждение с ребенком следующих вопросов: что положительного может дать семья (семейный опыт, возможности развития, защиту, заботу человека, который будет рядом, настоящих друзей в лице потенциальных братьев и сестер, возможность заниматься любимым делом, индивидуальная помощь в учебе и других делах и т.д.)? В конце важно задать ребенку вопрос: «Подумай, хочешь ли ты попробовать?».


Дать время и возможность подумать над этим вопросом, проанализировать полученную информацию.


2 занятие:


На следующей встрече желательно сделать следующее:


· выслушать мнение ребенка;


· обсудить вопросы: «В какой семье ты бы хотел жить?», «Какими должны быть люди, с которыми ты бы хотел жить?»


· Возможно использовать рисуночные методики («Нарисуй, как ты представляешь себе семью»), заполнение специальной анкеты «Какой я вижу патронатную семью», вместе со специалистом написать будущей семье «Письмо» о своих привычках, особенностях, интересах.


3 занятие:


На этом этапе возможно рассказывать ребенку о конкретной семье, которая специально подобрана для этого ребенка.


Познакомить с фотографиями членов потенциальной семьи, ее бытом, привычками, хобби. На этом же занятии обсуждаются права и обязанности приемного ребенка (важно сказать ребенку, что он – не гость, а член семьи). Предлагается обсудить такие вопросы, как:


· Как ты считаешь, каковы могут быть твои права в новой семье?


· Что не должно быть запретным для тебя во время проживания в семье? Почему? Как ты будешь бороться за свои права?


· Как ты думаешь, какие ты хотел бы иметь обязанности в семье?


Сделать вывод о том, что он в семье – полноправный член.


На этом этапе специалист должен ответить на все вопросы, которые есть у ребенка по поводу его будущей перспективы.


4 занятие:


Непосредственное знакомство ребенка с семьей в социальной гостиной учреждения (чаще всего это происходит на совместном мероприятии), таких как совместный тренинг родителей с детьми, совместные досуговые мероприятия.


Возможно провести первую встречу в специальной игровой комнате, где у родителей и детей есть возможность познакомиться через совместную интересную деятельность.


1. Разговор потенциального воспитателя с ребенком (идет приглашение ребенка в гости в семью на выходные дни или каникулы).


2. Беседа педагога-психолога с ребенком, после возвращения из гостей.


3. Беседа педагога-психолога с потенциальным воспитателем после визита ребенка в семью.


Если мнение ребенка и семьи совпадают (семья и ребенок устаивают друг друга), специалистами службы готовится договор о помещении ребенка на воспитание в семью.


Критерии готовности ребенка к помещению в семью следующие:


· прохождение полного медицинского и психологического обследования;


· стабильное, на настоящий момент, физическое и психическое состояние ребенка;


· социальный статус ребенка;


· согласие ребенка (старше 10 лет);


· прохождение ребенком программы по подготовке к жизни в замещающей семье.


Возврат к списку