Выведи, мой друг, меня сперва из затруднения, а нравоучение ты и потом прочтешь. 

Жан Лафонтен

Октябрь 2022

     
П В С Ч П С В
26
27
28
29
30
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
1
2
3
4
5
6

«Школа приемных родителей»: из опыта подготовки кандидатов в замещающие родители

19.06.2017

«Школа приемных родителей»: из опыта подготовки кандидатов в замещающие родители

Дроздович Е.П., педагог-психолог,

Наумова О.Ю., учитель-логопед

ГБУ АО «Архангельский центр

помощи детям «Лучик»

 


Ребенок рождает родителей

Станислав Ежи Лец


Педагоги Архангельского центра помощи детям «Лучик» осознают важность семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Коллектив видит своей целью не только создание определенного жизненного пространства для социальной адаптации воспитанников, возможности их максимальной интеграции в общество и раскрытия личностного потенциала каждого ребенка, но и реализацию права ребенка жить и воспитываться в семье.


Приоритетной задачей организации является подбор семьи для ребенка, а для успешного устройства воспитанников в семью необходима не только комплексная работа с детьми, но и тщательная подготовка кандидатов в замещающие родители.


С 1 сентября 2012 года вступил в силу Федеральный закон № 351 — ФЗ «О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации». Документ предусматривает обязательное прохождение кандидатами на роль усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей специальной психолого-педагогической и правовой подготовки в рамках так называемой «Школы приемных родителей».


Одним из самых значимых направлений обучающей программы является психолого-педагогическая часть, в рамках которой участники прорабатывают учебные задания, помогающие минимизировать риски возникновения реальных проблем в замещающих семьях, научиться конструктивно решать возникающие трудные ситуации. Важно отметить, что подготовка кандидатов проводится в форме тренинговых занятий.


Участники занятий обучаются правильно реагировать на поведение ребенка, пережившего жестокое обращение, помогать ребенку, который испытывал или испытывает чувство утраты, знакомятся с основными стадиями адаптации ребенка в приемной семье, решают, какое поведение можно назвать «трудным», а какую семью – гармоничной.


Отличительной особенностью «Школы приемных родителей» на базе центра «Лучик» можно назвать привлечение специалиста коррекционно-развивающего направления. В команде педагогов–психологов, социальных педагогов работает учитель-логопед. В доступной для родителей форме он раскрывает специфику речевого развития ребенка-сироты на всех стадиях развития: от младенчества до подросткового возраста. В ходе занятий специалист обучает родителей приемам развития речи детей в повседневной жизни, а также профилактике речевых нарушений.


Используемые в ходе реализации программы формы работы, умелое чередование их (мини-лекции, ролевые игры, дискуссии, обсуждение конкретных ситуаций, просмотр учебных фильмов) помогают участникам тренинга оценить свои возможности и принять окончательное решение о возможности приема в свою семью ребенка из детского дома. В ходе тренинга приводится много примеров с опорой на большой опыт работы учреждения: с детьми дошкольного возраста, младшими школьниками, подростками, с патронатными семьями. Это всегда вызывает неподдельный интерес у приемных родителей.


Для оценки психологического состояния кандидатов в приемные родители, психологического климата в семье и мотивации приема ребенка в семью используется комплекс психологических методик. По результатам диагностики составляется итоговое заключение, где помимо выводов могут быть отражены рекомендации специалистов.


Работа по программе подготовки свою результативность: за период работы с сентября 2012 года по март 2017 года обучение прошли 382 человека, из них 127 – мужчины и 255 – женщины. Необходимо отметить, что среди выпускников «Школы приемных родителей» - 94 семейные пары. Это свидетельствует о понимании будущими приемными родителями важной роли семьи, высоком уровне развития ответственности.


В целях повышения эффективности работы «Школы приемных родителей», обмена опытом с коллегами, обобщения профессионального опыта, специалисты принимают участие в региональных научно-практических конференциях, семинарах, курсах повышения квалификации для педагогов и руководителей детских домов и школ-интернатов.


Эффективность работы во многом зависит от деятельности специалистов, работающих по программе «Школы приемных родителей». Основной принцип работы – умение доступно, правдиво и компетентно ответить на волнующие родителей вопросы. Успехом командной работы считаем создание позитивной, доброжелательной психологической атмосферы в проведении тренинга. В результате удается объединить людей с разными взглядами и социальным положением.


Помимо этого, специалисты, участвующие в подготовке приемных родителей, уделяют большое внимание тщательному анализу анкет обратной связи, заполняемых участниками занятий. Обучающиеся отмечают наличие доброжелательной и доверительной атмосферы, отсутствие формального подхода к обучению, нестандартные формы работы, предполагающие решение проблемных ситуаций с опорой на разнообразный жизненный опыт кандидатов. Они также высоко оценивают возможность получить советы, поддержку опытного приемного родителя, который также включен в число специалистов, принимающих участие в программе подготовки.


Кандидаты в приемные родители говорят о том, что занятия помогли «глубже узнать особенности детей в период адаптации, как справляться с трудностями и строить отношения с ребенком»; «найти ответы на некоторые возникшие проблемы в собственной семье»; «получить много полезной жизненной информации, которую не почерпнешь из традиционных лекций».


Среди основных идей, которые были отмечены кандидатами в приемные родители, можно выделить следующие: «ребенка нужно принимать таким, какой он есть»; «уделять больше внимания, использовать индивидуальный подход при воспитании»; «важно жить интересами ребенка, быть ему надежной опорой в жизни и осознавать ответственность за свои принятые решения»; «предупрежден – значит, вооружен; знания – сила»; «будут трудности – будем преодолевать».


Безусловно, специалисты «Школы приемных родителей» прислушиваются к пожеланиям кандидатов в приемные родители, которые также отражены в анкетах обратной связи. После анализа полученной информации, в рамках курса подготовки стали рассматриваться следующие важные темы: «Как подготовить родственников к появлению в семье приемного ребенка», «Как сказать ребенку о том, что он усыновлен», «Как формировать позитивную дисциплину в семье».


У многих приемных родителей возникает потребность в индивидуальных консультациях уже после того, как они взяли в семью ребенка. Им необходимы поддержка, советы, возможность взглянуть на проблемные ситуации со стороны, проанализировать их и найти конструктивное решение.


С сентября 2016 года специалисты центра занимаются сопровождением приемных семей, которое включает в себя информирование, консультирование (как очное, так и в режиме видеоконференций), выработку рекомендаций, обучение и оказание других видов помощи и поддержки. Для повышения уровня осведомленности о работе центра специалисты приняли участие в съемках информационных видеосюжетов для региональной телепрограммы «Нечужие дети».


Таким образом, на базе центра ведется комплексная и систематическая работа, направленная на всестороннюю подготовку кандидатов в приемные родители и дальнейшее психологическое сопровождение замещающих семей.


Хочется надеяться, что деятельность специалистов центра поможет приемным родителя и принятым в семью детям обрести взаимное понимание, смысл и счастье в жизни. 


Возврат к списку