Выведи, мой друг, меня сперва из затруднения, а нравоучение ты и потом прочтешь. 

Жан Лафонтен

Декабрь 2022

     
П В С Ч П С В
28
29
30
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
1
09.11.2012

О тревожности и страхах у детей

Рекомендации приемным родителям


Тревожность
- это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают. Тревожностьявляется устойчивым состоянием.

Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности. Когда же ребенокбоится чего-токонкретного, можно говорить опроявлениистраха. Например, страх темноты, страх высоты, страх замкнутого пространства.


Страх может развиваться у человека в любом возрасте:


  • у детей от 1 года до 3 лет нередки ночные страхи;
  • на 2-ом году жизни, по мнению ученых, наиболее часто проявляется страх неожиданных звуков, страх одиночества, страх боли (и связанный с этим страх медицинских работников);
  • в 3-5 лет для детей характерны страхи одиночества, темноты и замкнутого пространства;
  • в 5-7 лет ведущим становится страх смерти;
  • от 7 до 11 лет дети больше всего боятся "быть не тем, о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают”


Каждому ребенку присущи определенныестрахи. Однако, если страхов много, то можно говорить о проявлениях тревожности в характере ребенка.


Большинство ученых считает, что среди причины появления страхов, в дошкольном и младшем школьном возрасте одна из основных причин кроется в нарушении детско-родительских отношений.


Тревожность может развиваться вследствие наличия у ребенкавнутреннего конфликта, который может быть вызван:

  1. Противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и школой (детским садом). Например, родители не пускают ребенка в школу из-за плохого самочувствия, а учитель ставит "двойку” в журнал и отчитывает его за пропуск урока в присутствии других детей.
  2. Неадекватными требованиями (чаще всего, завышенными). Например, родители неоднократно повторяют ребенку, что он непременно должен быть хорошим, послушным, не могут и не хотят смириться с тем, что сын или дочь не является лучшим ребенком по поведению.
  3. Негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение. Например, воспитатель или учитель говорят ребенку: "Если ты расскажешь, кто плохо себя вел в мое отсутствие, я не сообщу маме, что ты подрался”.


Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожностиокружающих его взрослых. Высокая тревожность педагога или родителя передается ребенку. В семьях с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в семьях, где часто возникают конфликты.


Психологи выявили и такую закономерность: тревожность детей возрастает в том случае, если родители не удовлетворены своей работой, жилищными условиями, материальным положением.


Авторитарный стиль родительского воспитания в семье тоже не способствует внутреннему спокойствию ребенка.


Существует мнение, что учебная тревожностьначинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Этому могут способствовать как стиль работы воспитателя, так и завышенные требования к ребенку, постоянные сравнения его с другими детьми.


В некоторых семьях на протяжении всего года, перед поступлением в школу, в присутствии ребенка ведутся разговоры о выборе школы, учителя. Озабоченность родителей передается и детям, желание учиться пропадает, а тревожность по поводу грядущего обучения стремительно возрастает.


Тревожность может быть сопряжена с неврозом или с другимипсихическими расстройствами. В этих случаях необходима помощь медицинских специалистов.


Критерии определения тревожности у ребенка:

  1. Постоянное беспокойство.
  2. Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо.
  3. Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).
  4. Раздражительность.
  5. Нарушения сна.


Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.


Как помочь тревожному ребенку?


Помощь тревожному ребенку сопряжена с определенными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время.


Специалисты рекомендуют родителям действовать в трех направлениях:

  1. Повышать самооценку ребенка.
  2. Обучать ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.
  3. Снимать мышечное напряжение.


В любом случае, родителям надо набраться терпения, не критиковать ребенка за его недостатки, поддерживать его эмоционально, вселять уверенность, успокаивать, т.е. делать все, чтобы снизить тревожность и обрести уверенность в себе.


Возврат к списку