Выведи, мой друг, меня сперва из затруднения, а нравоучение ты и потом прочтешь. 

Жан Лафонтен

Декабрь 2022

     
П В С Ч П С В
28
29
30
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
1
03.02.2012

Как справляться с трудным поведением детей

Методические рекомендации

(для воспитателей детского дома)

  1. Концентрируйтесь на положительном поведении ребенка. Берите его за основу построения взаимоотношений. В тех случаях, когда это возможно, не обращайте внимания на негативное поведение. Дети хотят внимания. Если вы замечаете хорошие вещи, которые они делают, это поощряет делать их чаще.

  1. Укрепляйте положительное поведение через вознаграждение. Это может быть ваше внимание, похвала, поощрение.

  1. Критикуйте поведение, а не ребенка. Например: «Драться нехорошо, потому что…». Но не так: «Ты ужасный ребенок, потому что ударил…». Дети, оставшиеся без попечения родителей имеют низкую самооценку. Когда говорят о поведении ребенка и не затрагивают его личность, это не унижает его и не снижает его самооценку.

  1. Создайте возможность для обсуждения. Научите ребенка видеть, что делать ошибки – это нормально и не угрожает вашим отношениям. Например: «Ты получил двойку. Это, конечно не очень хорошо, но можно ее исправить. Надо поработать над ошибками. В следующий раз постарайся быть внимательнее, чтобы не пришлось переделывать все».

  1. Будьте последовательны. Дети должны чувствовать себя в безопасности – частично этому способствует следование правилам, установленным в группе. Составляя правила поведения для группы, определитесь в главном:
  • Чего вы хотите достичь ими;
  • Правила нужны для того, чтобы научит чему-то, а не для того, чтобы отучить;
  • Правила должны звучать позитивно, в первую очередь говорить о том, что можно, а не о том, что запрещено;
  • Правила должны быть четко сформулированы, изложены понятным языком;
  • Правила должны быть выполнимы, и их выполнение должно контролироваться;
  • Правила должны быть актуальными и значимыми, если они утратили свою необходимость, надо заменить их другими;
  • Объясняйте правила коротко, конкретно и прямо;
  • Поясняйте, для чего нужны эти правила.

  1. Научитесь предупреждать конфликты, правильно вести себя в конфликтных ситуациях. Если ребенок ведет себя нежелательным образом, если его поведение мешает другим или наносит ущерб, лучше сразу вмешаться и прервать этот процесс. Когда эмоции ребенка накалены, то не стоит вступать с ним в физический контакт. Можно использовать другой метод:
    • Вступить в вербальный контакт;
    • Сказать ребенку о том, что он делает неправильно;
    • Сказать, чтобы он прекратил это поведение.

В этот момент ничему не учите ребенка, не делайте наставлений, не задавайте вопросов. Говорите короткими и понятными фразами, направленными на прекращение ситуации. Не надо спрашивать ребенка, почему он так себя ведет, об этом можно бут поговорить после того, как поведение нормализуется.

  1. Говорите четко о том, чего вы ждете от ребенка. Объясните, что может случиться в противном случае, если он не будет вас слушать. Не предполагайте, что ребенок хорошо знает, чего вы от него хотите. Открыто говорите, что ему нужно делать.

  1. Используйте положительные фразы. Например, вместо фразы «не ставь эту чашку там», лучше сказать: «Поставь чашку на стол». Это поможет создать вокруг ребенка среду, где не только отрицательные высказывания, а он вечно виноватый. В дальнейшем это будет способствовать формированию у ребенка чувства собственного достоинства.

  1. Будьте справедливы, дайте ребенку возможность рассказать свою историю. Дети часто чувствуют себя жертвами, бессильными перед властью старших. Им нужно видеть, что к ним прислушиваются, проявляют интерес, справедливость. Это помогает понять, что не нужно «разыгрывать сцены», чтобы тебя выслушали.

  1. Делайте положительные комментарии. Замечайте, что дети делают хорошо, говорите, что именно им удается. Положительные высказывания закрепляют полученные навыки.

  1. Позволяйте ребенку быть ответственным за что-то. Поручения должны быть доступными для выполнения. Учитывайте особенности интересов и развития ребенка. Это поможет ребенку имеет опыт достижения чего-то, повысит уверенность в себе.

  1. Не будьте слишком строги. Спросите себя (только честно): «Если бы я был ребенком, думал бы я, что это справедливо?».

  1. Используйте юмор для разрядки ситуации. Но это никогда не должно быть за счет высмеивания или унижения ребенка.

  1. Извинитесь, если вы не правы. Если это необходимо, можно дать объяснение своим словам или действиям. Это покажет детям, что важно признавать свои ошибки и исправлять ситуацию. Это также помогает строить доверительные отношения, учит уважению между людьми.

  1. Ведите себя спокойно и при необходимости обращайтесь за помощью к коллегам. Помните, что вы – специалист, у вас есть жизненный опыт и знания. Вы имеете право на поддержку и помощь других специалистов.

По материалам журнала «Детский дом» №1, 2009.


Возврат к списку