Выведи, мой друг, меня сперва из затруднения, а нравоучение ты и потом прочтешь. 

Жан Лафонтен

Декабрь 2022

     
П В С Ч П С В
28
29
30
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
1
01.09.2011

С мыслью о будущем

      Воспитывая приемного ребенка, родители не всегда представляют, что ожидает его в будущем. Какой она будет эта взрослая и самостоятельная жизнь? После выпуска из приемной семьи у ребенка сохраняются все льготы на получение жилья и образования. Но сохранятся ли отношения с приемными родителями? И может случиться так, что решать многие проблемы ему придется без помощи родных и близких. А готовность к самостоятельной жизни, способность к принятию решений и ответственности за них не возникает сама по себе.


      Поэтому очень важно профессионально относиться к воспитанию приемных детей. Конечно, в процессе жизни в семье ребенок обучается многому, он копирует поведение взрослых, берет с них пример. В семье больше возможностей для правильной социальной адаптации, подготовки к самостоятельной жизни, чем в интернатном учреждении. Но есть и опасность - опекать, баловать детей, воспитать в них инфантилизм. Чтобы этого не произошло, требуются специальные умения, житейская мудрость и терпение.


      Прежде всего, важно представить образ ребенка в будущем, каким вы хотели бы его видеть, какими качествами он должен обладать, чтобы справиться с жизненными трудностями. В связи с этим надо ставить цель воспитания и воспитательные задачи, то есть что именно требуется сформировать, привить, воспитать. При этом необходимо задуматься о последовательном выполнении этих задач, о планировании своих действий. Все это может показаться слишком сложным, а может даже и неуместным некоторым родителям.


      Действительно, в жизни чаще всего воспитание происходит спонтанно, естественно, без особого осмысления. Так живут и растят детей в большинстве семей. И это нормально, ведь быть родителями никто не учит – это проистекает из традиций семьи, советов родных, примеров друзей и знакомых, умных книжек, собственных ошибок. В общем, процесс не целенаправленный. Оценка и осознание результатов воспитания происходит обычно в отдаленных последствиях, причем часто на основе каких-то реальных проблем.


      Приемным родителям, как профессиональным воспитателям, эту работу «поручает» общество, государственные органы. Поэтому они должны все воспитательные усилия направить на подготовку ребенка к будущей самостоятельной жизни, ответственности за нее.


      Как это выполнить практически, что надо делать родителям? Сначала надо выделить самые важные для самостоятельной жизни качества личности, сферы деятельности. Например: умение обращаться с деньгами, делать правильный выбор, планировать профессию, строить отношения с другими людьми, отвечать за свое поведение и другие. Необходимо определить уровень реальных возможностей ребенка по освоению этих умений: что у него получается лучше, а что хуже, обязательно сообщая эту информацию. Ребенку надо знать о себе как можно больше.


      Далее важно вместе обсуждать и анализировать ситуации, поступки, качества, опыт с учетом их будущей значимости. Хорошо, если у ребенка будет ясное и логичное представление о своем прошлом, настоящем и будущем, как о едином процессе. Из этого складывается так называемая «линия времени» и временная перспектива. Замечательно, если ребенок имеет мечту, цель в жизни, хочет чего-то достичь. Надо научить его прислушиваться к советам, рекомендациям и предложениям взрослых. Лучше их делать в дружественной, ненавязчивой форме. Прямые указания, приказы, команды влияют более однозначно, не оставляя места размышлениям, выработке собственного отношения к жизни.


     И, конечно, самое главное, вера в собственные возможности, силы, способности. Без этого трудно чего-то достичь в жизни. А если что-то не получается, то необходимо обращаться за помощью к опытным и компетентным людям, способным помочь в разрешении трудных ситуаций.


Возврат к списку