Выведи, мой друг, меня сперва из затруднения, а нравоучение ты и потом прочтешь. 

Жан Лафонтен

Декабрь 2022

     
П В С Ч П С В
28
29
30
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
1
24.06.2011

Роль привязанности в развитии человека

     Что это такое? Почему это важно?

    Привязанность – это продолжительная, основанная на выражении ласки связь между двумя людьми, которая соединяет их эмоционально.

     Привязанность между воспитателем и маленьким ребенком лежит в основе здорового психологического, физического и когнитивного развития ребенка.

     Многие дети в приемных семьях или помещенные в семьи усыновителей никогда не имели прочных привязанностей по отношению к их воспитателям. Эти дети могут демонстрировать поведение, которое компенсирует недостаток привязанностей.

Роль привязанности в развитии человека

     Понимание природы развития человека является необходимым первым шагом к пониманию детей, находящихся под опекой. Помещенный в соответствующие условия ребенок рождается и проходит в своем развитии все обычные стадии. Существует ряд факторов, которые негативно сказываются или задерживают рост и развитие детей. Эти факторы влияют на будущую жизнь детей.

    Привязанность является основой для развития человека. Малыши беспомощны. Их физическое выживание и развитие зависит от привязанностей, которые формируются у них в отношении взрослых воспитателей.

     Детям требуется всесторонний уход и забота на протяжении многих лет. Но еды, одежды и крыши над головой недостаточно для нормального развития человека. Детям необходимы любовь и внимание, чтобы стать взрослыми, способными формировать отношения с другими.

     Исследования, проведенные в приютах и детских учреждениях, показали, что маленькие дети слабеют и даже умирают от недостатка значимых контактов с другими людьми, даже если все их физические потребности находят удовлетворение. Дети, неполучающие достаточного внимания, подвергаются серьезному риску задержки умственного, социального, эмоционального и физического развития.

Как развивается привязанность

     Термин «крепкие узы» используется для характеристики изначальной связи, которая развивается между новорожденными детьми и их матерями. Они основываются на природной, физиологической тенденции матери и ребенка признавать друг друга и быть эмоционально связанными. Такое отношение развивается во время беременности у матери и, вероятно, у ребенка, и продолжают крепнуть через близкий контакт во время кормления или, когда мать берет малыша на руки сразу после рождения.

     Маленькие дети легко приспосабливаются и идут на контакт, они обладают способностью устанавливать и развивать прочные эмоциональные связи со многими людьми. С момента рождения дети выражают свои потребности. Голодные малыши чувствуют напряжение и дискомфорт, и начинают плакать. Они плачут, когда они мокрые, когда им холодно или слишком жарко, когда они устали или излишне возбуждены.

    Заботливые родители быстро учатся распознавать потребности, которые выражают их малыши. Они удовлетворяют потребности, давая им пищу, сухие пеленки, регулируя температуру в помещении или успокаивая их различными способами.

     Когда потребность удовлетворена, малыш чувствует ослабление напряжения и возвращение комфорта до тех пор, пока снова не ощутит новую потребность, например, когда он или она не потребует снова сменить пеленки. По мере того, как каждая потребность выражается и находит удовлетворение, у малышей развивается чувство доверия и привязанности к людям, удовлетворяющим их потребности. Этот процесс известен как цикл возбуждения/расслабления и продолжается всю жизнь.

    Каждый раз, как мы ощущаем потребность в чем-либо, выражаем эту потребность, и кто-то удовлетворяет ее, мы чувствуем привязанность к этому человеку. Постепенно мы начинаем верить тому, что он или она будут постоянно удовлетворять наши потребности и заботиться о нас. Количество привязанностей, которые человек может развивать в течение жизни, не ограничено.

     Важно знать, как развивается привязанность, и как способствовать развитию привязанности, потому что дети, которые оказываются в приемной семье или усыновляются, часто не получали удовлетворение своих потребностей. Что случается, если ребенок выражает свою потребность, но не получает удовлетворение ее? Ребенок находит более драматичные способы выражения потребности. Он плачет громче, громкий плач переходит в злость, злость переходит в разрушительное поведение.

     В наиболее проблемных случаях происходит «нарушение процесса формирования привязанностей» у ребенка. Это означает, что нормальный процесс формирования привязанностей был нарушен, главным образом, из-за жестокого обращения и пренебрежения потребностями ребенка.

     Постепенно дети приходят к заключению, что нельзя доверять ни одному взрослому. Им становится трудно формировать привязанности. Эти дети нуждаются в помощи социальных работников, медиков, приемных родителей. Недостаток прочных привязанностей может привести к следующим типам поведения: манипулирование, хроническое беспокойство, агрессивность, враждебность, низкая самооценка, самоизоляция, плохие отношения с другими людьми.

     Многие дети, нуждающиеся в приемной семье или усыновлении, ведут себя вызывающе, и с ними трудно иметь дело. Им не хватает чувства доверия к взрослым, и они могут отвергать заботу новых воспитателей, затрудняя достижение успеха. В начале приемные родители и усыновители могут не находить у себя чувства привязанности к ребенку, хотя ожидали и надеялись на появление такого чувства.

     Приемные родители и усыновители могут помочь детям развить чувство привязанности через:

  • Последовательное осознание и удовлетворение потребностей детей;
  • Помощь детям в выражении их чувств;
  • Помощь детям в том, чтобы научить их расслабляться и получать удовольствие;
  • Использование эффективных мер дисциплинарного воздействия;
  • Содействие детям в хорошем отношении к самим себе;
  • Демонстрацию детям того, что их не отвергают, даже когда их поведение неприемлемо.

По материалам «Программы «ПРАЙД» для приемных родителей и усыновителей». Русская версия. Мурманск, 2007.

Возврат к списку