Выведи, мой друг, меня сперва из затруднения, а нравоучение ты и потом прочтешь. 

Жан Лафонтен

Октябрь 2022

     
П В С Ч П С В
26
27
28
29
30
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
1
2
3
4
5
6
23.11.2021

О детском внимании и невнимательности

Внимание – это та дверь, через которую проходит все,

что только входит в душу человека из внешнего мира.

Д.К.Ушинский


Часто родители (замещающие родители) обращаются к специалистам с жалобами на рассеянность и невнимательность ребенка. Учителя и воспитатели о таких детях говорят: «умный, но рассеянный», «постоянно витает в облаках». Как развить внимание ребенка и разобраться в причинах его невнимательности? Как сделать так, чтобы он не отвлекался, а внимательно делал уроки и получал знания? Что такое внимание, из чего оно складывается, можно ли развить внимание?


Без целенаправленного, устойчивого внимания невозможна никакая серьезная работа и запоминание в том числе. Повышенное внимание необходимо на всех этапах работы памяти, но в особенности на первом этапе - восприятия. Любое обучение начинается, прежде всего, с внимания. Этот процесс является основой любой интеллектуальной деятельности. Внимание является основой всех познавательных процессов, проявляясь внутри восприятия, мышления памяти и др. Мы внимательно или невнимательно слушаем, смотрим, думаем, делаем, запоминаем.


По своему происхождению и способам осуществления обычно выделяют два основных вида внимания: непроизвольное и произвольное..


Непроизвольное (непреднамеренное) внимание устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека.


Непроизвольное внимание – это первичная форма внимания, которая возникает под действием как внешних, так и внутренних факторов.


К внешним факторам можно отнести сильный звук, яркий свет, острый запах и т. д. Если вдруг неожиданно раздастся громкий звук, он непроизвольно привлечет внимание. Все необычное, пульсирующее, движущееся обращает на себя наше внимание. На этих закономерностях непроизвольного внимания построена реклама и средства наглядной пропаганды.


То, что нам интересно, то, что вызывает у нас эмоциональную реакцию, является важнейшей причиной непроизвольного внимания. Такое внимание иногда называют эмоциональным.


Непроизвольное внимание возникает как бы само собой, без сознательных волевых усилий, без предварительного намерения, и поддерживается такое внимание независимо от стоящих перед человеком целей. В этих случаях деятельность захватывает человека сама по себе, в силу своей увлекательности, занимательности или неожиданности. Такое внимание характерно для познавательной деятельности дошкольников (в сознании маленьких детей фиксируется то, что ярко, эмоционально, необычно). Этот вид внимания является основой для дальнейшего развития внимания в целом, поэтому крайне важно опираться на непроизвольное внимание в любом обучающем процессе. Например, ребенок, увлеченный динозаврами, гораздо более внимательно и с большим интересом прочтет текст с историей о вымерших существах, решит задачку, в которой нужно сосчитать, сколько динозавров живет в пещере за рекой и на сколько их больше по сравнению с обитателями пещеры за лесом. Только потому, что все это соответствует интересам ребенка, а значит, в работу подключается непроизвольное внимание.


Произвольное (преднамеренное) внимание– это сознательно направляемое и регулируемое внимание, связанное с волевым усилием и сознательно поставленной целью. Это как раз тот самый вид внимания, который все мы взрослые – родители, учителя и психологи – так хотим сформировать и развить у ребенка.


Произвольное внимание имеет место там, где предмет, на который направлено внимание, сам по себе его не привлекает. Оно развивается к школьному возрасту и является одним из критериев готовности ребенка к школе.


При всем различии произвольного и непроизвольного внимания разрывать и противопоставлять их нельзя. Первое развивается из второго, сформировать произвольное внимание на пустом месте невозможно, основой для его формирования являются интересы, увлечения, желания ребенка.


Например, когда ребенок начинает читать книгу, прилагая для этого волевое усилие, потому что «задали и надо читать», но в процессе чтения книга становится настолько интересной и захватывающей, что необходимость в волевом усилии для поддержания внимания отпадает сама собой. В результате чтение становится увлекательным и интересным занятием, появляются увлеченность, которая снимает волевое напряжение.


Невнимательность ребенка напрямую связана с вниманием родителей, но не к его ошибкам, а к его успехам. Именно поэтому в отношениях с ребенком нужно обязательно придерживаться позитивной модели: хвалить в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивать успехи, поощрять за все виды деятельности, требующие концентрации внимания. Это могут быть самые простые занятия – игры с кубиками, конструкторами, сборка моделей, чтение, раскрашивание и др.


Помощь родителей при выполнении уроков дома должна быть направлена на то, чтобы у ребенка постепенно формировалось желание делать их самостоятельно и хорошо. Если в начале учебы родители должны быть включены достаточно активно в помощь при выполнении домашних заданий, то постепенно нужно давать все больше самостоятельности и ответственности самому ребенку. Конечно, контроль должен оставаться, но без критики и только в форме заинтересованности. При этом не нужно требовать, чтобы ребенок выполнил задание как можно лучше. Важно ориентироваться на возможности и способности ребенка.


Ребенок, невнимательный на уроках в школе или при выполнении домашних учебных заданий, может со вниманием заниматься тем, что с учебой не связано (достаточно долго и сосредоточенно играть, смотреть телевизор, заниматься компьютером и пр.). В этих случаях речь может идти о недостаточном развитии у школьника познавательной учебной мотивации,обеспечивающей его полноценное включение в учебную деятельность. Однако учебные занятия, зачастую действительно рутинные и однообразные, далеко не всегда способны сами по себе пробудить и поддержать познавательную активность ребенка. Скучное преподавание, которое не будит мысль, не затрагивает чувств, не требует напряжения воли, — один из источников рассеянности внимания учащихся.


Ребенок учится быть внимательным к людям и иным вещам на примере своих родителей и значимых взрослых. Если он видит перед собой увлеченных разными предметами взрослых, внимательных и заботливых, то в будущем он и сам будет увлекаться многими вещами и станет достаточно внимательным к людям. 


Возврат к списку