Выведи, мой друг, меня сперва из затруднения, а нравоучение ты и потом прочтешь. 

Жан Лафонтен

Октябрь 2022

     
П В С Ч П С В
26
27
28
29
30
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
1
2
3
4
5
6
13.10.2020

Профориентация ребенка начинается с семьи

Чем взрослее становится приемные дети, тем сильнее тревожит душу и ребенка, и родителей вопрос «Кем быть?». Выбор профессии – важный шаг в жизни каждого человека. Когда речь идет о жизненном призвании, необходимо ответственное и вдумчивое отношение по поводу будущего.


При выборе профессии подросток сталкивается с рядом трудностей. Он может быть еще не готов к самостоятельному принятию решений, что говорит о его социальной незрелости.


Еще одна трудность в процессе профессионального самоопределения – это неадекватный (завышенный или заниженный) уровень притязаний, основывающийся на неадекватном уровне самооценки, неправильном понимании своих способностей.


Следующая сложность - это высокая эмоциональность. Поэтому ребенка зачастую привлекает внешняя сторона профессии, он выбирает романтические, необычные, особенные профессии, основываясь на каком-либо одном незначительном, но очень ярком привлекательном признаке. Например, такие профессии как модельер, стюардесса, следователь уголовного розыска, археолог, геолог.


Еще одна группа проблем - это отсутствие, стихийность или фрагментарность информации, недостаточное представление о мире профессий, их содержании и особенностях, учебных заведениях, условиях приема в них, обучения.


Путь взрослеющего человека закладывается в семье, и наибольшую помощь в этом, конечно, должны оказать родители. Как они могут поддержать приемного ребенка при выборе профессии и каким образом семья влияет на его отношение к работе? Всем родителям хочется обеспечить благополучное будущее детям, чтобы они получили надежную, уважаемую, высокооплачиваемую профессию, кроме того у взрослых есть представления о характере и склонностях детей. Хочется поделиться с детьми жизненным опытом, представлениями о том, какой жизненный путь для них предпочтительнее. Выбор профессии – дело семейное. Конечно, последнее и решающее слово остается за теми, кто выбирает свое будущее, но мнение родителей, их совет и поддержка очень важны.


Ошибочно считать, что профориентация должна проводиться в школе и только в старших классах. Профориентация, в первую очередь, начинается с семьи, с момента принятия ребенка в семью. Родители наблюдают, какими способностями обладает ребенок, к каким играм проявляет интерес, во что играет с детьми на площадке. Это и есть начало в определении будущей профессии.


Как проводить домашнюю профориентацию? Начиная со своей профессии, профессии бабушек, дедушек, родных и знакомых, родители могут знакомить ребенка с многочисленными профессиями, из которых есть возможность выбора. Проводить экскурсии по организациям, изучая профессию изнутри, показывать процесс работы, место работы, проводить своеобразные интервью с самими обладателями профессии. Таким образом, перед ребенком открывается широкий спектр разнообразных профессий, а эта деятельность становится совместным и очень увлекательным времяпровождением.


С переходом ребенка из начальных классов в основную школу, можно и нужно обращаться к специалистам по профориентации, например, школьному психологу. В средних классах уже стоит вопрос выбора профильного направления. В выборе надо учитывать желание ребенка, его результаты по профориентации в школе. На этот момент ребенок будет примерно знать профессии и кем он видит себя в будущем.


Профориентация включает в себя различные лагеря: трудовые, предпринимательские, школы бизнеса, волонтерские работы в организациях, летний труд подростка. Чем больше подросток внедряется в саму профессию, тем лучше он будет знать о ней. Семья дает ребенку возможность расти и развиваться с практической направленностью, приучает к труду.


Главная задача семьи — не давить на ребенка в выборе профессии, а давать ему возможность выбирать из многих профессий. Сделать так, чтобы выбор профессии стал не бременем, с которым ребенок должен справиться сам, а семейным квестом, который проходят все вместе на протяжении школьной жизни ребенка.


Кто должен нести ответственность за выбор профессии родители или дети? Очень важно, чтобы родители часть ответственности возложили на детей. Важно, чтобы у взрослеющего ребенка сложилось ощущение, что сделанный им выбор профессии – это его самостоятельный выбор. Конечно, сделать это не просто. Часто детей привлекают модные и популярные профессии, даже если для этого нет необходимых данных. В такой ситуации родителям может показаться, что наиболее правильный путь для них – самим решить, какая профессия будет для ребенка оптимальной.


Выбор подразумевает ответственность за его последствия. Кто выбирает, тот и отвечает. Если ребенку кажется, что профессию он выбрал не сам, то он и учится не для себя. А самоощущение, что профессию ребенок выбрал сам, значительно стимулирует его к продвижению по пути профессионального развития.


Жизненный опыт ребенка ограничен. У него могут возникать вопросы о содержании профессиональной деятельности, о месте возможной работы, об уровне зарплаты, он может смешивать понятия «профессия» и «должность». В ситуации выбора, дети часто испытывают растерянность и нуждаются в поддержке взрослых.


Важно не отказываться от роли советчика. Родитель может выступить как эксперт и поделиться информацией: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, где можно найти работу, какие ограничения она накладывает. Надо представить эту информацию в нейтральной форме, чтобы ребенок сделал выводы самостоятельно.


Можно сделать ставку на овладение несколькими профессиями, хорошо, если в ситуации выбора профессии имеется запасной вариант. Как правило, сами подростки об этом варианте не задумываются, и задача взрослых - поставить перед ними вопрос: что они будут делать, если по каким-то причинам не удастся реализовать намеченные планы? Наличие запасного варианта позволяет снизить напряжение в ситуации выбора профессии у ребенка.


Важно понимать, что выбор, который ребенок делает сейчас, не окончателен. Многие по разным причинам меняют профессию в течение жизни (изменяется ситуация на рынке труда). Возможно, выбранная профессия всегда будет интересна, через некоторое время предпочтения могут изменяться. Главное здесь – стремиться наиболее полно реализовать свои возможности.


Выбор профессии – это процесс, цепочка взаимосвязанных шагов:


- осведомленность и ориентировка в пространстве выбора профессий;

- выявление способностей и склонностей;

- изучение социального спроса на профессию (ситуация на рынке труда);

- анализ и организация действий (выбор пути и средств его достижения);

- окончательный выбор (оценка собранной информации).


Помогите ребенку оценить его главные профессиональные цели: чего он хочет от себя и своей работы, кем он видит себя через 5 лет. Постарайтесь как можно больше узнать о будущей специальности. Помогите ребенку оценить условия, пути и средства осуществления выбора: уровень образования, возможности на случай платного обучения, наличие образовательного учреждения, варианты возможного трудоустройства.


Семья - это пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности. У каждого из взрослых, есть свое представление о работе, которое передается ребенку. Если родители относятся к работе как к значимой части своей жизни, рассматривают ее как средство самореализации и самовыражения, то ребенок с раннего детства усваивает, что удовлетворенность жизнью очень связана с работой, и наоборот.


Главное для ребенка, как бы он ни стремился к самостоятельности, - это ощущение поддержки со стороны взрослого. Для детей важно, что по трудному пути самоопределения они идут не одни, а рядом находится взрослый, который поддержит и поможет в трудную минуту. Это ощущение придает им уверенность в своих силах и побуждает к достижениям учебным и профессиональным. 


Возврат к списку