Сентябрь 2023 |
П | В | С | Ч | П | С | В |
28
|
29
|
30
|
31
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
1
|
Замещающие родители, принявшие в семью ребёнка с нарушением привязанности, сталкиваются с серьёзными трудностями и нуждаются в профессиональной помощи, чтобы построить отношения с ребёнком. Предлагаемые методы будут полезны в формировании надежной привязанности у ребенка с проблемами.
Телесный контакт, использование игры
В восстановлении доверия большую роль играет телесный контакт между взрослым и ребёнком. Многие дети, попавшие в семью из детских домов, сами стремятся к интенсивному телесному контакту с взрослым: любят посидеть на коленях, просят, чтобы их носили на руках, укачивали. И это очень хорошо, хотя многих родителей такой чрезмерный телесный контакт может настораживать, особенно в ситуации, когда родитель сам не очень к нему стремится. Со временем интенсивность таких контактов снижается, ребёнок «насыщается», восполнив то, что недополучил в раннем детстве.
Однако есть достаточно большая категория детей-сирот, которые не стремятся к таким контактам, а некоторые даже опасаются их, отстраняясь от взрослого и вздрагивая от прикосновений. Это происходит, если дети имеют негативный опыт общения с взрослыми – пережитое насилие. В таких случаях не стоит слишком навязывать ребёнку телесный контакт, но можно предложить некоторые игры, направленные на развитие этого контакта:
• Игры с ручками, пальчиками, ножками: «ладушки», «сорока-сорока», «пальчик-мальчик», «Где же наши глазки, ушки (и другие части тела)?»
• Игры с лицом: «прятки» (лицо закрывается платком, руками), затем открывается со смехом: «Вот она, Катя (мама, папа)!»; надувание щек (взрослый надувает щеки, ребёнок руками нажимает на них, чтобы они «лопнули»); «кнопочки» (взрослый несильно нажимает на носик, ухо, палец ребёнка, издавая при этом разные звуки «би-би, динь-динь» и др.); раскрашивание друг другу лица, гримасничание с преувеличенным выражением лица, чтобы рассмешить ребёнка или чтобы он угадал, какое чувство вы изображаете.
• Колыбельная: взрослый качает ребёнка на руках, напевая песенку и вставляя в ее слова имя ребёнка; родитель качает ребёнка, передавая его в руки другому родителю.
• Игра «Крем»: намажьте кремом свой нос и коснитесь им щеки ребёнка; пусть ребёнок «вернёт» крем, коснувшись щекой вашего лица. Можно мазать кремом какую-то часть тела, лица ребёнка.
• Игры с мыльной пеной во время купания, умывания: передавайте пену из рук в руки, делайте «бороду», «погоны», «корону» и т.п.
• Игры с ребёнком в парикмахера, косметолога, с куклами; изображая нежный уход, кормление, укладывание спать, говорите о разных чувствах и эмоциях;
• Танцуйте вместе с ребёнком, играйте в щекотки, догонялки;
• Играйте в знакомые сказки;
• Во время совместных прогулок устраивайте перебежки, чтобы ребёнок прыгал, скакал на одной ноге от одного взрослого к другому, и взрослые по очереди радостно встречали бы его с распростёртыми объятиями;
• Играйте в прятки, в которых один из взрослых прячется вместе с ребёнком;
• Во время кормления кормите друг друга; смотрите в глаза ребёнку, улыбайтесь, разговаривайте с ним, пойте вместе песни;
• В свободные минуты садитесь или ложитесь в обнимку, читая книгу или смотря телевизор;
Важным для ребёнка является обучение распознаванию, проговариванию и адекватному выражению своих чувств. Ребёнок может нуждаться в получении разрешения на выражение чувств. Очень часто дети, не имея опыта позитивного отношения с взрослыми, не умеют выражать свои чувства. Например, их опыт говорит им, что когда злишься – нужно ударить. Способ выражения злости не приветствуется в большинстве семей, и детям запрещают вести себя так, не догадываясь, что ребёнку нужно предложить другие способы выражения чувств.
Ребёнку важно знать, что это нормально – испытывать сильные чувства, связанные с его прошлым: грусть, гнев, стыд и т.д.
Важно также научить его, что делать с этими чувствами:
• ты можешь рассказать маме о том, что тебя беспокоит;
• ты можешь нарисовать это чувство, а затем сделать с ним то, что хочешь, например, порвать рисунок;
• если ты злишься, можно побить подушку, можно нарисовать специальный «лист гнева» – изобразить свою злость и порвать этот лист;
• можно плакать, если грустно, и т.д.
Проигрывание различных ситуаций с игрушками
Для детей до 8-10 лет этот метод хорош тем, что он, с одной стороны, позволяет им в безопасной форме «проигрывать» темы, волнующие их, и, с другой стороны, позволяет взрослому подсказать им решение проблемы. Основу метода составляет идея о том, что ребёнок, играя какие-то роли в играх, в том числе в играх с игрушками, проецирует свои страхи, проблемы и представления об окружающем мире в целом на тот персонаж, которого играет.
Важно не навязывать ребёнку каких-либо игровых ситуаций с инструкцией «давай-ка мы с тобой поиграем в...». В качестве действующих лиц необязательно должны выступать куклы или мягкие игрушки – это вполне могут быть машинки или кубики. Если ребёнок уже играет во что-то и зовёт вас присоединиться, вы можете, постепенно влияя на сюжет игры, повернуть его в сторону тех проблем, которые волнуют вас.
Понять, как ребёнок воспринимает ситуацию, помогает смена ролей. После того, как ребёнок говорит какую-либо реплику из одной роли, обращаясь к вашему персонажу, вы меняетесь игрушками (это важно!) и спрашиваете, как, по его мнению, ответит другой персонаж.
Ещё один приём в «проигрывании ситуаций» – «отзеркаливание» - возвращение ребёнку его фразы. Его можно использовать в случаях, когда вы не совсем понимаете, что хочет сказать ребёнок, почему он воспринимает ситуацию именно так. Важным является то, что фраза, которую вы возвращаете ребёнку, не должна быть вопросом, она остаётся утверждением.
Например:
Ребёнок: «Ёжику грустно, он плачет».
Взрослый: «Ёжик плачет».
Р: «Да, он плачет, потому что он боится».
В: «Ёжик боится».
Р: «Ёжик боится, что его мама, вот она (даёт игрушку взрослому) уйдёт и оставит его одного. Он говорит: «Мама, не уходи».
В: «А что отвечает мама? Давай теперь я побуду ежиком, а ты мамой» (меняется игрушками с ребёнком).
В: «Мама, не уходи».
Р: «Ну что ты, малыш, я не уйду...».
Далее можно поменяться игрушками и продолжить игру.
Не стоит пугаться того, что ребёнок может несколько раз проигрывать одни и те же, не очень приятные для взрослого, ситуации. Таким образом, дети справляются со многими волнующими их темами. Но важно, чтобы со временем эти игры менялись, приобретая более благоприятное завершение.