Выведи, мой друг, меня сперва из затруднения, а нравоучение ты и потом прочтешь. 

Жан Лафонтен

Октябрь 2022

     
П В С Ч П С В
26
27
28
29
30
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
1
2
3
4
5
6
04.12.2019

Методы обучения детей управлению своим поведением

Уважаемые родители, как часто дети не считаются с нашими правилами и принципами! Как иногда бывает нам стыдно за их поведение. Как трудно бывает подчас справиться с таким поведением. Поэтому предлагаем вам варианты воспитательных методов, которые не только помогут прекратить плохое поведение, но и научат детей правильно вести себя. Возможно, какие-то из предложенных методов, покажутся вам эффективными.


1. Моделирование роли


Один из самых эффективных методов освоения новых видов деятельности или форм пове­дения — через подражание. Моделирование роли является действенным методом обуче­ния поведению, которое принято в обществе. Вспомните о том, что вы научились делать, наблюдая за окружающими. Подумайте о каких-нибудь ситуациях, в которых вы, глядя на других, получали под­сказки и понимали, как себя вести.


2. Использование стратегии «Тайм-аута»


«Тайм-аут» — один их эффективных подходов, позволяющий показать ребенку, что он не может продолжать делать то, что делает. Для того чтобы маленький ребенок прекратил вести себя нежелательным образом, хорошо подходит метод «тайм-аута». Он дает понять ребенку, что правильно и чего делать нельзя. «Тайм аут», кроме того, дает возможность ребенку вернуться в контролируемое состояние. Подумайте, как вы, взрослые, научились на время уединяться, когда испытываете гнев или другие сильные эмоции. Например, вы можете посадить ребенка на стул или отправить в его комнату на определенное время, чтобы он «остыл», переключился (но не в порядке наказания!).


3. Положительные подкрепления и привилегии


Вознаграждение — один из лучших способов побудить человека продолжать действовать так, как он действовал. Немедленная положительная реакция обычно заставляет человека продолжить или повторить тот поведенческий акт, который был подкреплен. Цикл позитивного взаимодействия зависят от позитивного вмешательст­ва и позитивного отклика. Вы стали бы продолжать улыбаться или под­держивать зрительный контакт с тем, кто не улыбнулся бы или не посмотрел на вас в от­вет? Мы все склонны продолжать вести себя определенным образом, если это подкрепляется.


4. Лишение привилегий


Детям необходимо уметь связывать свои действия, обязанности и права. Привилегии часто зарабатывают ответственным поведением. Например, мы разрешаем детям поль­зоваться телефоном и ожидаем, что они будут принимать в расчет как свои привилегии, так и потребности других людей. Если в семье действует правило, что один телефонный разговор не должен продолжаться более 20 минут, а ребенок продолжает превышать установленные временные рамки, то лишение его привилегии пользоваться телефоном на некоторое время может быть эффективным средством изменения его поведения. Когда потеря привилегии привязывается к поведению, которое нужно изменить, ребенок учится видеть связь между этим поведением и его последствиями. Если потеря привилегии не связана с определенным поведением, ребенок скорее почувствует себя нака­занным и обиженным.


5. Использование естественных и логических последствий


Естественные последствия, то есть такие последствия, которые с некоторой вероятностью могут произойти, если не вмешаться в события, становятся уроками жизни. В действительности некоторые естественные последствия становятся для нас жестоким ударом, например, когда оставленные во дворе игрушки воруют. Если мы хотим предотвратить неприятности или должны защитить здоровье или безопасность детей, мы часто предпочитаем обеспечить логические, а не естественные последствия.


6. Игнорирование нежелательного поведения


Некоторые формы поведения, если мы хотим их видеть в дальнейшем, нуждаются в под­креплении. Иногда дети начинают плохо вести себя и притворяться просто для того, чтобы роди­тели проявили свое внимание по отношению к ним. Если ребенок использует определен­ное нежелательное поведение для того, чтобы повысить свой контроль над окружающими или привлечь ваше внимание, то действенной мерой может стать ваш молчаливый отказ замечать это поведение.


7. Обеспечение возмещения ущерба или восстановления прежнего порядка вещей


Иногда лучшим способом научиться чему-то хорошему бывает практическая отработка правильного поведения. Если дети приучаются отвечать за свои действия, они с большей вероятностью станут ответственными людьми.


8. Проведение семейных собраний


Часто для разрешения какой-либо проблемной ситуации лучше всего бывает собрать все имеющие к ней отношение стороны и обсудить, что произошло и что в этой ситуации де­лать. Проведением семейных собраний родители показывают детям, что они важная часть семьи и что их чувства принимают во внимание. Семейные собрания помогают детям также научиться говорить о своих чувствах.


9. Бабушкино правило, или «сделаешь это — получишь то»


Бабушкино правило, или «сделаешь это — получишь то», учит ребенка и надлежащему порядку действий, и логическому способу «зарабатывания» привилегий. Например, сначала дети должны сделать уроки, и только потом они смогут посмотреть телевизор.


10. Помощь ребенку в понимании им его чувств


Многие дети не соотносят свои чувства с поступками. Если родители смогут помочь ре­бенку связать его эмоции с поведением, они тем самым сделают первый, очень важный шаг по пути к изменению этого поведения.


11. Замена действия негативных факторов действием позитивных факторов


Остановить проявление нежелательного поведения очень трудно. Ключом, открывающим возможность изменения поведения, иногда может стать замена чего-то негативного и де­структивного в жизни семьи и ребенка чем-нибудь позитивным и здоровым.


12. Обеспечение альтернатив деструктивному поведению


Эмоции несут в себе большой заряд энергии. Детям может понадобиться какое-то место, где они могли бы выплеснуть эту энергию. Родители в состоянии помочь им найти поло­жительные способы выражения их чувств. Например, место, где можно кричать, прыгать, скакать и т.д.


13. Совместная с ребенком работа по составлению плана достижения перемен в его поведении


Научиться составлять план достижения перемен можно только на практике. Составление планов обычно начинается с определения цели. Если вам удастся помочь ребенку понять, что его поведение необходимо изменить и затем сформулировать цель, вы будете двигаться в правильном направлении. Например, когда у вас была какая-то цель, и поду­майте, что вам помогло ее достичь. Двигались ли вы к ней маленькими продуманными шагами? Много ли было вариантов, которые могли привести вас к ней? Какого рода под­крепления или вознаграждения вы получали на своем пути?


14. Совместная с ребенком и специалистом работа по составлению плана достиже­ния перемен в поведении ребенка


В распоряжении приемных родителей есть много источников поддержки. Вы можете прийти к социальному педагогу или психологу, консультанту и дру­гим специалистам. Будьте готовы обратиться за помощью, необходимой вам или ребенку. 



Возврат к списку