Выведи, мой друг, меня сперва из затруднения, а нравоучение ты и потом прочтешь. 

Жан Лафонтен

Октябрь 2022

     
П В С Ч П С В
26
27
28
29
30
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
1
2
3
4
5
6
16.09.2019

Особенности адаптации детей к школе

Существует три переломных момента, которые ребенок проходит в процессе обучения в школе: это поступление в первый класс, переход из начальной школы в среднюю (5 класс) и переход из средней в старшую (10 класс).


На что нужно обратить внимание родителям первоклассников в этот период?


Период адаптации ребенка к школе может длиться от 2-3 недель до полугода, это зависит от многих факторов: индивидуальные особенности ребенка, характер взаимоотношений с окружающими, тип учебного заведения (а значит, и уровень сложности образовательной программы) и степень подготовленности ребенка к школьной жизни.


Важным фактором является поддержка взрослых - мамы, папы, бабушек и дедушек. Чем больше взрослых окажут посильную помощь в этом процессе, тем успешнее ребенок адаптируется к новым условиям.


Иногда родители ругают ребенка за то, что ему часто звонят друзья "не по делу", что слишком долго гуляет. Однако в этот период первоклассник активно устанавливает контакты, ищет свое место в детской среде, учится сотрудничать с другими детьми и принимать их помощь. От того, какое место он займет в коллективе, зависит дальнейший период его обучения в школе. Иначе много проблем появляется в подростковом возрасте именно потому, что когда-то ребенку не удалось проявить себя должным образом.


Влияют ли на адаптацию первоклассника отношение к нему учителя?


Первая учительница - это важный человек в жизни семьи ученика. Важно сразу установить с ней тесный контакт, прислушиваться к ее советам, предлагать помощь в организации праздников и общих дел - любое участие в школьной жизни пойдет на пользу ребенку. У него будет повод гордиться родителями! Обязательно надо согласовать требования, чтобы ребенок не пострадал от разногласий с педагогом. Если родителей не устраивает, или непонятна методика обучения, надо попросить учителя разъяснить ее особенности и преимущества перед другими способами обучения.


От учителя зависит и то, какой сосед по парте будет у ребенка. Это также важный фактор успешной адаптации первоклассника. Надо поинтересоваться, какие отношения складываются у детей, сидящих вместе. Не стоит переживать, если будут замечания учителя, дети еще не освоили непривычные нормы поведения, просидеть 30 минут, не отвлекаясь, в этом возрасте достаточно сложно. Надо побеседовать со школьником об уважении труда учителя. Необходимо хвалите ребенка, если он выдержал подобное испытание с честью. Важно стимулировать помощь детей друг к другу, возможно, именно взаимовыручка и доброе отношение между одноклассниками поможет вашему ребенку в трудный момент.


Родителям надо стремиться обсуждать с ребенком его настроение, отношение к школе, урокам, учителю и одноклассникам. Важно научиться понимать, когда и почему ребенку трудно. В наиболее сложных ситуациях надо обращаться за помощью к психологу и социальному педагогу.


Каковы признаки успешной адаптации?


1. Удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ему нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов.


2. Насколько легко ребенок справляется с программой. Если школа обычная и программа традиционная, а ребенок испытывает затруднения при обучении, необходимо поддержать его в трудный момент, не критиковать излишне за медлительность, а так же не сравнивать с другими детьми. Все дети разные.


3. Если программа сложная, да еще и предполагает изучение иностранного языка - внимательно следите, не является ли такая нагрузка для ребенка чрезмерной. Лучше вовремя откорректировать это, иначе начнутся проблемы со здоровьем. Может быть, в другом классе, с меньшей нагрузкой, ребенок почувствует себя комфортнее?


4. Очень важно с первых дней вселить в школьника уверенность в успехе, не давать ему поддаваться унынию: «У меня ничего не получится!».


5. Признак успешной адаптации - это степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому. Иногда родители слишком усердно «помогают» ребенку. Это вызывает порой противоположный эффект. Ученик привыкает к совместному приготовлению уроков и не хочет делать это в одиночку. Лучше сразу обозначить границы вашей помощи и постепенно уменьшать их.


6. Самым важным признаком того, что ребенок полностью освоился в школьной среде, является его удовлетворенность межличностными отношениями - с одноклассниками и учителем.  


Возврат к списку