Выведи, мой друг, меня сперва из затруднения, а нравоучение ты и потом прочтешь. 

Жан Лафонтен

Октябрь 2022

     
П В С Ч П С В
26
27
28
29
30
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
1
2
3
4
5
6
20.12.2018

Детское воровство

Большинство обычных детей хотя бы раз в жизни что-то крадут. Существует даже понятие "детское воровство". Оно отличается от взрослого тем, что ребёнок не понимает, как это выглядит со стороны и чем ему это может грозить. В его представлении, он "просто берёт" то, что нравится, а значит, ругать взрослые его не должны.


Воровство может быть связано с недостаточным развитием волевой сферы: трудно сказать себе "нет", если чего-то очень хочется. Таким детям трудно справиться с соблазном, даже если они испытывают стыд за свой поступок.


Иногда кражи происходят потому, что деньги и ценности лежат на виду и становятся слишком большим искушением для ребёнка.


Многие дети начинают воровать, когда думают, что их не любят и они никому не нужны. Они считают, что имеют право вредить окружающим, потому что о них никто не заботится. Дети могут красть у братьев и сестёр из ревности.


Замещающие родители, узнав о воровстве, чаще всего приходят в ужас, в панике начинают думать, что их воспитанник – настоящий вор и преступник, и применяют самые серьёзные меры – стыдят, наказывают. Но осуждение и наказание только ухудшают ситуацию, потому что направлены на уже случившееся, а не на устранение причин, ведущих к воровству.


Нельзя ругать при всех, клеймить ребёнка, иначе единичный поступок может превратиться в суть личности: раз взрослые говорят – значит, я действительно такой плохой. Дальше может развиться неверие в себя, озлобленность, убеждённость в собственной испорченности.


Причины детского воровства


1) Из-за недостатка внимания.Часто происходит, когда замещающие родители заняты только своими заботами, контролируя воспитанника на "автомате", без эмоционального проявления интереса к его жизни, переживаниям и впечатлениям.

2) Последствия психотравмирующих ситуаций.Ребенок оказывается свидетелем семейных скандалов, разборок, алкоголизма, неуважительного отношения родителей друг к другу, утраты родителей и др.

3) Положение «золушки».В процессе воспитания часто допускаемая ошибка, когда ребенок чувствует, что он лишний в семье, особенно проявляется на фоне безграничной любви и заботы о другом ребенке.


В любом случае, всё, так или иначе, крутится вокруг одной точки: либо недостатке, либо переизбытке внимания замещающих родителей. Например, когда ребёнок находится под жёстким контролем со стороны родителей: когда они проверяют все его карманы, когда нарушают его личные границы, не позволяют совершать самостоятельные поступки, принимать свои (пусть и ошибочные!) решения. Может оказаться, что у ребенка нет своего пространства. Ворует, чтобы было свое, которое никто другой, даже самый любимый, не смог бы трогать, видеть, знать. Поэтому детское воровство оценивается, как способ спрятать что-то свое от постороннего взгляда любого человека. Важно, чтобы у ребенка было своё пространство, где только он хозяин! Пусть это будет его детская комната, или «волшебная» коробочка, девичий дневник или, как делали многие из старшего поколения, «секретики», которые мы закапывали в землю, а сколько там было ценного (пуговички, красивые стекляшки, записки)!


Или - другая крайность – это когда, наоборот, ребенку не хватает внимания, в первую очередь - от родителей. И воровством он привлекает это внимание к себе. Наказания, воспитательные беседы, внушения - к сожалению, таким негативным вниманием ребенок очень часто довольствуется, не доверяя вниманию позитивному или не умея его на себя обратить.


В таких случаях важно сохранить баланс между излишним контролем и опекой и тем обстоятельством, что ребенок кажется никому не нужным, существующим сам по себе.


Почему у ребенка возникает желание воровать?


    • ребенок не умеет, открыто сказать, что хочет иметь или заранее знает, что взрослые откажут в приобретении вещи;
    • застенчивость и страх как результат предшествующих отказов;
    • месть конкретному человеку или всем сразу;
    • желание сделать, кому-то приятное или заслужить хорошее отношение к себе;
    • за компанию;
    • отсутствие воли и самостоятельности;
    • отрицательный пример взрослых;
    • несогласованность воспитательных воздействий;
    • вседозволенность;
    • тотальный контроль.


Рекомендации замещающим родителям:


    1. не провоцировать ребенка, если существует такая проблема, не оставлять рядом с чужой вещью одного;
    2. не наказывать физически;
    3. спокойно рассказывать, что будет, если возьмет чужую вещь;
    4. устранить чувство одиночества и заброшенности, компенсировать недостаток любви и внимания;
    5. понять осознанно ребенок ворует или невинно, при невинном воровстве довести до сознания, насколько это плохо;
    6. установить запрет на воровство, объяснить, что это не разрешается ни детям, ни взрослым;
    7. не разбирать поступок ребенка в присутствии взрослых, детей, лучше поговорить «с глазу на глаз».  


Возврат к списку