Выведи, мой друг, меня сперва из затруднения, а нравоучение ты и потом прочтешь. 

Жан Лафонтен

Декабрь 2022

     
П В С Ч П С В
28
29
30
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
1
08.09.2017

В семье появится «особый» ребенок

Ильина Я.Г., педагог-психолог 

ГБУ АО «АЦПД «Лучик»


Перед тем, как вы решили принять ребенка, имеющего особенности развития, в вашу семью, еще раз взвесьте все «за» и «против». Вместе с ребенком придет не только счастье и радость но и моральные и физические нагрузки.


Семье, которая приняла решение о принятии особого ребенка, нужно учесть свои возможности и ресурсы: наличие дополнительного времени, материальных расходов на медицинское обслуживание, как дома, так и в специализированных медицинских учреждениях, эмоциональную готовность, возможные риски для кровных или приемных детей, которые уже находятся на воспитании.


Одним из главных факторов для успешного приема является готовность членов семь поддержать друг друга в трудные моменты. Обязательно поставьте в известность о своих намерениях относительно принятия ребенка в семью своих близких, узнайте, как они относятся к вашему решению. В любом случае, они имеют право на свою точку зрения касательно этого вопроса.


Приемным родителям нужно научиться видеть и развивать в ребенке лучшее, сравнивать достижения ребенка с его собственными: «Сегодня у тебя получилось лучше, чем вчера» и научиться хвалить ребенка от своего лица: «Мне нравится, как ты это делаешь». Успех зависит от готовности принять ребенка таким, какой он есть.


Есть ряд аспектов, которые должен помнить приемный родитель, желающий взять на воспитание ребенка с особенностями развития в свою семью. Рассмотрим каждый из них в отдельности.


Что должен знать приемный родитель, когда решается взять ребенка с особенностями развития в семью?


Период адаптации в семье у такого ребенка будет проходить длительнее и сложнее: возможно обострение психосоматических и физических симптомов заболевания, проявление регрессивного поведения (возвращение на более ранние стадии развития). Причиной этого может быть переживание нового образа жизни, смена привычной обстановки, утрата привычных связей в общении, неготовность к появившимся требованиям.


Ребенок может хуже усваивать новые знания, навыки и умения в силу отставания развития психической, эмоциональной, психо-речевой или физической сфер. Отсюда могут возникнуть трудности в овладении навыками учебной деятельности, выстраивании контактов с внешним окружением и собственным внутренним миром.


В какую школу определить особого ребенка?


Часто перед родителями встает вопрос, в какую школу определить особого ребенка. Приемным родителям нужно осознавать, что ребенок с какими – либо особенностями развития - это ребенок, имеющий специальные образовательные потребности. Для успешного обучения взрослым и самому ребенку необходимо научиться прилагать дополнительные усилия, создавать специальные условия, которые будут включать организацию рабочего места, дополнительное время, дополнительные занятия с педагогами.


На основании МСЭ (медико-социальная экспертиза) особому ребенку определяется индивидуальный образовательный маршрут, который необходимо продолжать и после принятия в семью.


И, конечно, будущим приемным родителям нужно учиться предъявлять требования к ребенку в зависимости от его индивидуальных особенностей.


Как подготовить детей, которые уже воспитываются в семье, к приему особого ребенка?


Одним из немаловажных вопросов является такой: «Как подготовить кровных детей или других приемных детей к появлению в семье ребенка с ограниченными возможностями или какими – либо особенностями развития?». Благоприятным условием для принятия ребенка в семью является наличие небольшой разницы в возрасте между детьми. По опыту ряда специалистов, желательно, чтобы принимаемый ребенок был младше на два года тех детей, которые уже воспитываются в семье.


В ситуации принятия ребенка с ограниченными возможностями, другие дети могут испытывать состояние отягощения.


В таких случаях рекомендуется:


1. Избегать сравнений детей между собой

2. Уравновешивать их в правах

3. Выстраивать одинаковую систему наказаний и поощрений

4. Избегать ситуации гиперопеки в отношении приемного ребенка

5. Последовательно вводить правила и обязанности


Важно помнить, что на первых этапах адаптации свои дети, так же как и приемные могут регрессировать в поведении (возвращаться к более ранним стадиям развития). В данном случае необходимо чаще обнимать, разговаривать, смотреть в глаза, улыбаться, если ребенок дошкольного, младшего или среднего школьного возраста можно брать на руки, качать и играть, читать книги.


Нужна ли родителям специальная медицинская подготовка?


В зависимости от диагноза и состояния ребенка, родителям необходимы элементарные знания и умения в области ежедневного ухода и медицинских манипуляций, которые могут включать знание основ массажа, правила проведения инъекций.


Семья должна осуществлять взаимодействие со специалистами учреждений, занимающихся коррекционной, развивающей, профилактической медицинской работой.


Как адаптировать ребенка к домашним делам?


В любом случае, ребенка желательно привлекать к выполнению домашних дел с учетом его возможностей. При этом придерживаться принципов постепенности и последовательности. С возрастом ребенка необходимо расширять круг его обязанностей. Позволяя ребенку выполнить какое-либо поручение, родитель показывает ему свое доверие, веру в его способности. Именно на основании выстраивающихся доверительных отношений в настоящем выстраиваются близкие отношения в будущем.


В заключение хотелось бы отметить, что семья, которая решила принять ребенка с ограниченными возможностями здоровья, должна научиться видеть в нем скрытые ресурсы и активизировать его внутренний потенциал. В данном случае, как правило, все члены семьи достигают поставленных целей, а приемные дети успешно социализируются в обществе. 


Возврат к списку