Выведи, мой друг, меня сперва из затруднения, а нравоучение ты и потом прочтешь. 

Жан Лафонтен

Сентябрь 2023

     
П В С Ч П С В
28
29
30
31
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
1
16.06.2017

Как развивать познавательную активность приемного ребенка в семье

Познавательная активность ребенка не является врожденной. Она формируется на протяжении всей сознательной жизни человека. Семья служит первой ступенью, от которой зависит развитие потенциальной возможности и превращение ее в реальную действительность.


Уровень развития познавательной активности определяется индивидуально-психологическими особенностями и условиями воспитания. Важный источник познавательной активности дошкольника – опыт его творческой деятельности, которая базируется на системе знаний и умений. Безусловно, приемный ребенок не всегда имеет положительный опыт такой деятельности в прошлой жизни.


Приемные родители могут организовать познавательную деятельность, опираясь на уже развитые потребности, прежде всего на потребности ребенка в общении с взрослыми, в одобрении его действий, поступков, рассуждений, мыслей.


Родителям необходимо помнить - оптимальной является такая организация деятельности ребенка, во время которой он может решать предложенное задание различными способами, каждый из которых является правильным и заслуживает высокой оценки. В таких условиях дети могут сами избрать способ решения и оценить сделанное как удачное или нет.


Предлагаем рекомендации по организации развивающей среды в семье для познавательной активности детей. В развивающую среду могут входить:


  • измерительные приборы и инструменты: весы разного вида, термометры, мерные стаканы, линейки, сантиметры;
  • познавательные детские энциклопедии с картинками или хорошими фотографиями;
  • азбуки картинные, книги для первого чтения;
  • былины, мифы, легенды;
  • настенные часы и календарь;
  • настольно-печатные игры – лото, пазлы;
  • настольные игры – домино, шашки, шахматы;
  • листы белой бумаги, фломастеры, и карандаши, восковые мелки, акварельные краски, кисти, клей, цветная бумага, ножницы, пластилин;
  • оборудованное место для занятий по типу учебной зоны школьника.


Необходимо знать основные принципы построения общения с детьми:


  • Любознательные дети растут у любознательных родителей. Открывайте мир вместе с вашим ребенком.
  • Говорите с ребенком – рассуждайте вслух и обосновывайте свои суждения.
  • Задавайте ребенку как можно чаще вопрос «Как ты думаешь?»
  • Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребенка и никогда не смейтесь над ними.
  • По возможности путешествуйте с ребенком.
  • Приглашайте в дом интересных людей, при общении с ними не отправляйте ребенка «поиграть в соседней комнате».
  • Ходите с ребенком в музеи.
  • Проводите совместные наблюдения и опыты.


Например, такой опыт: вскипятить чайник, понаблюдать за тем, как он кипит. Старайтесь, чтоб ваш ребенок сам пытался ответить на вопросы:


- Что выходит из носика чайника при закипании воды? (пар)


- Откуда пар появился в чайнике - мы же наливали воду? (Вода при нагревании превратилась в пар.)


Поднесите к струе пара холодное стекло, подержите над паром, выключите чайник.


- Откуда появились капельки на стекле? Перед опытом стекло было чистым и сухим (когда пар попал на холодное стекло, он опять превратился в воду.) Объясните ребенку: Вот так происходит и в природе. Каждый день Солнце нагревает воду в морях и реках. Вода превращается в пар. В виде пара капли влаги поднимаются в воздух. Когда капелек воды набирается много, то они образуют облако, а потом выпадают в виде осадков на землю. Задание:Нарисуйте с детьми, как вода из рек и морей возвращается обратно в реку или море.


  • Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребенка. Поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создавайте условия для реализации его творческих замыслов.
  • Сделайте свои увлечения предметом общения с ребенком.


Надеемся, что данные рекомендации помогут приемным родителям создать в семье атмосферу и среду, способствующие развитию познавательной активности ребенка-дошкольника. Это особенно важно для успешного обучения в школе, развития способностей и многих личностных качеств, необходимых в жизни. 


Возврат к списку