Выведи, мой друг, меня сперва из затруднения, а нравоучение ты и потом прочтешь. 

Жан Лафонтен

Декабрь 2022

     
П В С Ч П С В
28
29
30
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
1
19.04.2017

Причины трудностей и проблем в воспитании приемного подростка

В чем причины, которые могут мешать приемным родителям, понять и принять подрастающего ребенка? Эти причины необходимо проанализировать и осознать родителям:


Недооценка значения роли общения со сверстниками в жизни подростка. Родители часто боятся, что приемный ребенок «свяжется» с дурной компанией, и они потеряют над ним контроль;


Стремление игнорировать взросление ребенка, желание как можно дольше управлять его делами;


Принятие проявлений развития волевых качеств подростка за проявление упрямства и неуважения к приемным родителям;


Желание ребенка побыть одному родители часто принимают за отвержение семьи. Нежелание ребенка общаться с семьей замещающие родители принимают за отсутствие привязанности ребенка к семье;


Неприятие проявления у подростка симпатии и любви к противоположному полу, обусловленное страхом ранних половых отношений у ребенка.


Многие проблемы, свойственные детям подросткового возраста, воспринимаются замещающими родителями остро в связи со страхом «генетических предрасположенностей». Страх того, что ребенок будет похож на своих биологических родителей и пойдет по их стопам, мешает взаимопониманию с подростком и поиску адекватных воспитательных подходов.


Какие проблемы в восприятии подростка обусловлены личностными особенностями самих приемных родителей?


Повышенные требования к подростку. Создание идеального образа того, как должна сложиться жизнь ребенка, который был принят в семью. Особенно сильно это может проявляться у родителей, мотивированных на то, «чтобы изменить судьбу ребенка и дать ему все самое лучшее», ощущение себя «вершителем его судьбы»;


Общение с взрослеющим ребенком, как с маленьким (сомнения в его возможностях и способностях), вызванное желанием как можно дольше быть для него главным человеком, страхом одиночества и родительской невостребованности.


Какие задачи необходимо помочь решить в подростковом возрасте?


Самосознание (рефлексия чувств, познание и принятие своего тела, характера, способность к самоанализу и извлечению опыта) и его результаты (самооценка и отношение к себе, формирование желаемого образа себя).


Личностная устойчивость (способность к преодолению трудностей, переживанию ошибок и неудач).


Волевая регуляция поведения (умение выбирать и принимать ответственность за свой выбор, действовать активно, последовательно и свободно).


Освоение границ личности (умение отстаивать свои границы, принимать границы других людей, последовательно и гибко выбирать и поддерживать дистанцию во взаимоотношениях).


Способность к конструктивному взаимодействию с другими людьми (познание и понимание другого, умение устанавливать партнерские и дружеские отношения, обращаться за помощью и поддержкой, учиться у других и перенимать их опыт, оказывать помощь и поддержку).


Полоролевая идентичность (подготовка к вступлению в роль мужчины/женщины).


Социальная идентичность (исследование социальных ролей, статусов, притязаний на лидерство и т.д.).


Самоопределение в деятельности (исследование различных практик и среды, формирование познавательных, индивидуальных интересов, поиск поля приложения творческих сил).


Формирование жизненной перспективы и самореализации (поиск внутренней мотивации к развитию, постановка целей и последовательность в их достижении, планирование будущей жизни).


Построение иерархии ценностей, выбор моральных принципов («что такое хорошо и что такое плохо» и почему).


Начало переживания и осмысления сложных проблем существования (вопросы смысла жизни, смерти, свободы и ответственности и т.д.).


От того, как подросток с помощью взрослых решает эти задачи, зависит, насколько свободно, активно, самостоятельно и творчески он будет способен строить свою дальнейшую жизнь.

Возврат к списку