Выведи, мой друг, меня сперва из затруднения, а нравоучение ты и потом прочтешь. 

Жан Лафонтен

Декабрь 2022

     
П В С Ч П С В
28
29
30
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
1
20.02.2017

Использование стимулов, оказывающих воздействие на поведение детей в разные возрастные периоды

Стимул — сильный побудительный момент; внутренний или внешний фактор, вызывающий определенную реакцию, ответное действие. Стимулы исполняют роль рычагов воздействия или носителей «раздражения», вызывающих действие определенных мотивов.


В качестве стимулов могут выступать отдельные предметы, действия других людей, обещания, предоставляемые возможности и многое другое, что может быть предложено ребенку в компенсацию за его действия или что он желал бы получить в результате определенных действий. Ребенок реагирует на многие стимулы не обязательно сознательно. На отдельные стимулы его реакция может не поддаваться сознательному контролю.


Реакция на конкретные стимулы не одинакова в различном возрасте и у разных детей. Поэтому сами по себе стимулы не имеют абсолютного значения или смысла, если дети не реагируют на них. Предлагаем познакомиться с некоторыми стимулами, которые можно использовать в воспитании детей в разные возрастные периоды детства.


Примерные стимулы для дошкольников


Вербальные стимулы. Особая похвала в прямой форме. Косвенная похвала (сообщение кому-нибудь еще о том, какие дети хорошие). Слова и фразы похвалы: «Да!», «Хорошо!», «Великолепно!», «Правильно!», «Чудесно!», «О-о-о!», «Ого!», «Так держать!», «Это уже лучше!», «Мне нравится!», «Здорово!», «Я просто горжусь тобой!», «Спасибо!», «Ты молодец!».


Физические стимулы. Объятия. Поцелуи. Улыбки. Ласковый взгляд. Щекотание. Подмигивание. Рукопожатие. Ласковое прикосновение. Подбрасывание вверх или кружение вокруг себя. Похлопывание по спине. Подбрасывание с одобрительными восклицаниями. Подпрыгивание. Подергивание за нос.


Материальные стимулы. Игрушки. Надувные воздушные шары. Книги. Головоломки. Журналы. Любимая еда.


Стимулы - занятия (активные действия). Посещение парка, зоопарка, библиотеки (всякая специальная прогулка). Игра с друзьями. Посещение места работы взрослых. Слушание сказок. Игра на игровой площадке или в песочнице. Возможность покормить любимое животное. Качели. Подвижная игра. Фотографирование. Посещение кафе. Посещение кинотеатра. Работа с глиной или пластилином. Пускание мыльных пузырей. Купание в ванне больше положенного (можно с мыльными пузырями/игрушками и т.п.) Поездка в машине или на велосипеде с взрослым/катание на велосипеде. Разрешение лечь спать чуть позже. Просмотр телепрограмм. Помощь в приготовлении еды или в составлении меню. Помощь на огороде или в саду. Строительство шалаша /установка палатки во дворе.


Стимулы-знаки. Жетоны и купоны, обмениваемые затем на перечисленные выше материальные стимулы или стимулы-занятия.


Примерные стимулы для младших школьников (6-10 лет)


Вербальные стимулы. Особая похвала в прямой форме. Косвенная похвала (сообщение кому-нибудь еще о том, что они сделали или выполнили). Хвалебные слова и фразы: «Так!», «Прекрасно!», «Блестящий ответ!», «Это верно!», «Замечательно!», «Продолжай в том же духе!», «совершенно верно!», «Прекрасная работа!», «Ты действуешь замечательно!», «Я восхищен!», «Ты здорово поработал!», «Это правильное выражение!», «Это интересно!», «Ну-ка, покажи, как это делается!», «У тебя это гораздо лучше получается!», «Мне это нравится!», «Это лучше всего!», «Давай поставим это на видное место!».


Физические стимулы. Объятия. Рукопожатие. Похлопывание по спине. Ласковый взгляд.


Материальные стимулы.Игрушки. Двухколесный велосипед. Любимая еда. Особый карандаш или ручка. Домашнее животное. Книги. Игры. Головоломки. Лакомства. Одежда. Музыкальные инструменты. Коньки/лыжи. Мячи, скакалки, другое спортивное снаряжение. Записи на CD.


Стимулы-действия (активные занятия).Спортивные игры (теннис, бадминтон...). Экскурсия по городу. Загородная прогулка. Игра с друзьями. Совместное чтение. Подготовка дома или комнаты к празднику. Помощь по дому (приготовление еды, работа во дворе, на огороде, в саду). Просмотр телепередачи. Прослушивание звукозаписи. Пользование телефоном.


Стимулы-знаки. Жетоны и купоны. Карманные деньги.


Примерные стимулы для подростков (12-14 лет)


Вербальные стимулы. Персонально направленная похвала. Розыгрыши и шутки. Хвалебные слова и фразы: «Фантастика», «Классно», «Здорово», «Пять с плюсом», «Да, ты у меня молодец!», «Тобой можно гордиться», «Ты прекрасно себя ведешь», «Это было очень разумно», «Ты прекрасно помогаешь», «Мне очень нравится, когда ты...», «Ох, как это здорово», «Покажи-ка нам, как это у тебя получается».


Физические стимулы. Улыбки. Ласковый взгляд. Кивки. Прикосновения (если подростку это нравится). Подмигивание.


Материальные стимулы. Любимая еда. Лакомство. Одежда. Книги и журналы. Свой телефон. Музыкальный инструмент. Спортивные принадлежности. Вещи, связанные с хобби. Деньги. Домашнее животное.


Стимулы-действия (активные занятия). Участие в активных мероприятиях друзей-сверстников. Катание на роликах, скейте, велосипеде. Дополнительное время на телефоне. Определение времени сна по своему усмотрению. Позднее вставание с постели. Ночевка в гостях у друзей. Возможность заработать деньги. Привилегии на просмотр телепередачи. Ночевка в палатке. Летний лагерь. Поездка в парк развлечений. Участие в туристических походах.


Стимулы-знаки. Очки (баллы), обмениваемые на выше перечисленные стимулы. Деньги. 


Возврат к списку