Выведи, мой друг, меня сперва из затруднения, а нравоучение ты и потом прочтешь. 

Жан Лафонтен

Декабрь 2022

     
П В С Ч П С В
28
29
30
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
1
10.05.2016

Зоны ответственности

Ответственность – это готовность

иметь дело с последствиями своих действий

К. Хорни


Нередко родители жалуются, что ребенок растет безответственным, на него нельзя положиться, необходимо постоянно контролировать или что-то делать за него.


Когда и как начинает формироваться ответственность у ребенка? Как и из чего складываются «кирпичики» ответственности? Как родителям научить своего ребенка ответственному отношению к делу?


Начинается обычно все в младшем, дошкольном возрасте, когда ребенку дают небольшие поручения, посильные дела. Например, принести какую-то забытую вами вещь, подать инструменты, убрать игрушки или помочь вытереть пыль. Поручения могут быть разовыми, но при частом исполнении становятся привычными для ребенка. За это ребенок получает одобрение, благодарность, похвалу или улыбку. И вот он уже с готовностью старается выполнить следующее поручение как можно лучше. Так закрепляется привычка быть нужным, полезным, хорошо справляться с важным делом.


Позднее, в школьном возрасте поручений становится все больше, они труднее, но продолжают оставаться посильными по возрасту. Главное порученное дело в этот период – это учебная деятельность. Если ребенок затрудняется в выполнении заданий, то требуется помощь взрослых, она необходима, но не подменяет деятельность ребенка. Важно, чтобы он чувствовал себя умелым, компетентным в своей основной (ведущей) деятельности.


Иногда ребенок может забыть о порученном деле – заигрался, отвлекся. Не стоит за это ругать и критиковать детей, от взрослых всего лишь требуется напоминание и контроль. Ведь это еще не результат, а процесс привития необходимого качества. Никто не является ответственным от рождения, а критика может только снизить желание быть исполнительным. Для закрепления навыков лучше выработать приемы поощрения и каких-либо санкций или ограничений. Важно, чтобы в системе выполнения поручений обязательно была четкость, иначе трудно достигнуть результата.


По мере роста и развития ребенка родителям стоит задуматься о расширении зон ответственности, то есть тех областей его жизни, за которые ребенок уже способен отвечать полностью или частично. Смысл этого процесса заключается в постепенной передаче все большей ответственности ребенку за дела, поступки и их последствия. Конечно, при этом родители всегда должны быть готовы оказать помощь в трудных ситуациях и продолжают контролировать все, что связано с ответственностью самого ребенка.


Какие качества влияют на формирование ответственности?


1. Важным качеством является инициативность, то есть желание ребенка что-то предлагать, сделать по-своему. Оно появляется в том случае, когда запретов в воспитании ребенка не слишком много, а инициатива и активность поощряется взрослыми.


2. Стремление к самостоятельности в принятии решений. Это качество формируется в том случае, когда накоплен достаточный опыт принятия решений ребенком. Для этого родителям надо создавать ситуации, где именно ребенок должен принять решение и отвечать за его последствия.


3. Умение быть критичным к собственным действиям, поступкам и воспринимать критику других. Такое полезное качество свойственно далеко не всем людям, а ведь именно оно помогает более правильно оценить результаты своего поведения. Родителям стоит помочь ребенку не обижаться на критику, поощрять критичное отношение к себе.


4. Умение анализировать свое поведение с точки зрения социальных норм, правил, требований. Это свойство основано на рефлексивных способностях, оно начинает развиваться в подростковом возрасте. Важно, чтобы родители побуждали подростка к анализу своего поведения.


5. Способствует формированию ответственности и хороший самоконтроль, который строится на основе развития волевых усилий и общей саморегуляции ребенка. Данное качество помогает контролировать, видеть и исправлять свои ошибки, не допускать их в дальнейшем.


Таким образом, перед родителями встает непростая задача – формировать ответственное поведение своего ребенка, иначе он может вырасти безответственным, а значит, инфантильным и незрелым.


В процессе воспитания взрослым особенно необходимо следить за своим собственным ответственным поведением, стремиться подчеркивать для ребенка как это важно в жизни, обсуждать с ним ситуации, связанные с ответственностью.


Возврат к списку