Сентябрь 2023 |
П | В | С | Ч | П | С | В |
28
|
29
|
30
|
31
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
1
|
Подростковый возраст – это время интенсивного, но неравномерного развития. Различные системы организма развиваются с разной скоростью. Так, зачастую кровеносная система не успевает за ростом костной и мышечной систем. Такие же значительные различия существуют и в психическом развитии, в интересах, в умственной зрелости, уровне самостоятельности детей, причем различия эти не исключение, а правило.
Подросток может быть в чем-то уже взрослым, а в чем-то другом – еще совершенно ребенком. Подростковый возраст – это возраст пытливого ума, стремления к познанию, кипучей энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности. Подросток стремится быть и считаться взрослым. Он всячески протестует, когда его контролируют, наказывают, требуют от него послушания, подчинения, не считаясь с его желаниями, интересами, что приводит к конфликтам в семье и школе.
Психологически подросток очень нестабилен, причем на всех уровнях: эмоций, чувств, интеллекта. Это и крайняя неустойчивость самооценки, максимализм, снижение настроения, тревожность, легко возникающие страхи. Подростки часто бывают ранимыми и в то же время грубыми, тонко переживающими и одновременно несдержанными. Часто в этот период приходится слышать от детей обидные или несправедливые высказывания. Но, как правило, эти высказывания вызваны не столько их действительным отношением к взрослым, сколько ситуативным эмоциональным состоянием. Взрослым, важно понимать, что подростки не всегда способны себя контролировать. Несмотря на все свое стремление к взрослости, они еще недостаточно зрелы для этого и нуждаются в руководстве со стороны взрослых.
В подростковом возрасте с особой остротой встает проблема баланса поддержки и контроля. Часто подростки активно восстают против контроля и руководства со стороны взрослых, отстаивая право на самостоятельность. Но в отрочестве дети еще не могут совершенно обходиться без родительского контроля, просто нужно поменять соотношение этого контроля. Отсутствие внимания к своей жизни они считают проявлением безразличия и равнодушия. Именно от родителей требуется гибкость поведения и реагирования на потребности подростка.
Специфические особенности детей подросткового возраста:
1. Подростков более всего интересует собственная личность. Вопросы «Кто я?», «Чем я отличаюсь от других?» становятся вопросами номер один.
2. Подростки более всего заняты выяснением и построением своих отношений с другими людьми. Дружба – главное, что их интересует.
3. Подростки – искатели смысла жизни. Их начинает волновать главный вопрос человеческого существования: «Зачем я живу? В чем мое предназначение?».
4. Подростки настолько поглощены своим половым созреванием, что вопросы отношений между мужчинами и женщинами занимают их более всего на свете.
5. Подростки постоянно конфликтуют с взрослыми.
6. Подростки чувствуют недостаток уважения к ним со стороны взрослых. Они хотят равноправных отношений с взрослыми.
7. Подростки постоянно думают о том, как их оценивают другие люди.
8. Подростки – существа безответственные. Они хотят иметь все права (как взрослые), и никаких обязанностей (как дети).
9. Подростки перенимают вкусы, взгляды, манеры своей компании; стесняются быть «не как все».
10. Подростки ищут свой жизненный стиль, оригинальничают, подчеркивают свое своеобразие, непохожесть на других.
11. У подростков появляется способность менять самих себя, заниматься самовоспитанием. Они становятся творцами, хозяевами, авторами собственной жизни.
Если Вы стали замечать, что подросток стал излишне раздражительным, замкнутым и даже слегка агрессивным. Если он избегает под любым предлогом совместного с Вами времяпровождения, старается больше времени проводить в одиночестве. Если у него снизилась успеваемость, и появились проблемы в поведении в школе – это значит, у ребенка начались подростковые проблемы. Как же помочь подростку справиться со своим состоянием?
- Прежде всего, у него необходимо сформировать четкое убеждение, что его любят в семье и принимают таким, какой он есть, со всеми его проблемами и ошибками.
- Необходимо показать своими поступками, что Вам можно доверять.
- Создать комфортные условия и поддерживать его положительные начинания и поступки.
- Попытаться превратить свои требования в его желания.
- Культивировать значимость образования.
- Стараться вкладывать в его сознание приоритеты и ценности жизни.
- Научиться задавать вопросы так, чтобы у подростка не возникло желания на них не отвечать или избегать разговора с Вами. Например, вместо вопроса: «Что ты сегодня получил?» лучше поинтересоваться: «Что сегодня было интересного в школе? Что тебе понравилось в школе, а что нет?».
- Подросток не должен бояться ошибиться или сказать Вам правду, какая бы она ни была.
- Никогда не ругайте обидными словами и не оскорбляйте его достоинства.
- Не ставьте в пример его друзей или знакомых.
- Всегда старайтесь положительно оценивать подростка, даже если Вам кажется, что он в чем-то некомпетентен. Замечания должны звучать не как обвинения.
- Хвалить надо исполнителя, а критиковать только исполнение. Хвалить надо персонально, а критиковать – безлично.
- Проявляйте к нему максимум внимания, переживайте за каждую его неудачу вместе с ним и радуйтесь даже незначительным его успехам.
- Объединяйтесь с подростком против его трудностей. Он должен видеть в Вас союзников, а не противников или сторонних наблюдателей.
- Верьте в ребенка, и тогда он точно почувствует, что дома ему лучше, чем во дворе, ведь дома его любят, принимают и уважают.
Лучшим гарантом хорошего самообладания и адекватного поведения у детей и подростков является умение родителей владеть собой. К сожалению, многие родители пока еще и сами не умеют управлять собственным гневом. Следствием этого будет то, что их дети вряд ли когда-либо в процессе воспитания усвоят навыки адекватного выражения гнева.