Выведи, мой друг, меня сперва из затруднения, а нравоучение ты и потом прочтешь. 

Жан Лафонтен

Сентябрь 2023

     
П В С Ч П С В
28
29
30
31
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
1
11.02.2016

Что необходимо знать родителям о подростковом возрасте

Подростковый возраст – это время интенсивного, но неравномерного развития. Различные системы организма развиваются с разной скоростью. Так, зачастую кровеносная система не успевает за ростом костной и мышечной систем. Такие же значительные различия существуют и в психическом развитии, в интересах, в умственной зрелости, уровне самостоятельности детей, причем различия эти не исключение, а правило.


Подросток может быть в чем-то уже взрослым, а в чем-то другом – еще совершенно ребенком. Подростковый возраст – это возраст пытливого ума, стремления к познанию, кипучей энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности. Подросток стремится быть и считаться взрослым. Он всячески протестует, когда его контролируют, наказывают, требуют от него послушания, подчинения, не считаясь с его желаниями, интересами, что приводит к конфликтам в семье и школе.


Психологически подросток очень нестабилен, причем на всех уровнях: эмоций, чувств, интеллекта. Это и крайняя неустойчивость самооценки, максимализм, снижение настроения, тревожность, легко возникающие страхи. Подростки часто бывают ранимыми и в то же время грубыми, тонко переживающими и одновременно несдержанными. Часто в этот период приходится слышать от детей обидные или несправедливые высказывания. Но, как правило, эти высказывания вызваны не столько их действительным отношением к взрослым, сколько ситуативным эмоциональным состоянием. Взрослым, важно понимать, что подростки не всегда способны себя контролировать. Несмотря на все свое стремление к взрослости, они еще недостаточно зрелы для этого и нуждаются в руководстве со стороны взрослых.


В подростковом возрасте с особой остротой встает проблема баланса поддержки и контроля. Часто подростки активно восстают против контроля и руководства со стороны взрослых, отстаивая право на самостоятельность. Но в отрочестве дети еще не могут совершенно обходиться без родительского контроля, просто нужно поменять соотношение этого контроля. Отсутствие внимания к своей жизни они считают проявлением безразличия и равнодушия. Именно от родителей требуется гибкость поведения и реагирования на потребности подростка.


Специфические особенности детей подросткового возраста:


1. Подростков более всего интересует собственная личность. Вопросы «Кто я?», «Чем я отличаюсь от других?» становятся вопросами номер один.


2. Подростки более всего заняты выяснением и построением своих отношений с другими людьми. Дружба – главное, что их интересует.


3. Подростки – искатели смысла жизни. Их начинает волновать главный вопрос человеческого существования: «Зачем я живу? В чем мое предназначение?».


4. Подростки настолько поглощены своим половым созреванием, что вопросы отношений между мужчинами и женщинами занимают их более всего на свете.


5. Подростки постоянно конфликтуют с взрослыми.


6. Подростки чувствуют недостаток уважения к ним со стороны взрослых. Они хотят равноправных отношений с взрослыми.


7. Подростки постоянно думают о том, как их оценивают другие люди.


8. Подростки – существа безответственные. Они хотят иметь все права (как взрослые), и никаких обязанностей (как дети).


9. Подростки перенимают вкусы, взгляды, манеры своей компании; стесняются быть «не как все».


10. Подростки ищут свой жизненный стиль, оригинальничают, подчеркивают свое своеобразие, непохожесть на других.


11. У подростков появляется способность менять самих себя, заниматься самовоспитанием. Они становятся творцами, хозяевами, авторами собственной жизни.


Если Вы стали замечать, что подросток стал излишне раздражительным, замкнутым и даже слегка агрессивным. Если он избегает под любым предлогом совместного с Вами времяпровождения, старается больше времени проводить в одиночестве. Если у него снизилась успеваемость, и появились проблемы в поведении в школе – это значит, у ребенка начались подростковые проблемы. Как же помочь подростку справиться со своим состоянием?


- Прежде всего, у него необходимо сформировать четкое убеждение, что его любят в семье и принимают таким, какой он есть, со всеми его проблемами и ошибками.


- Необходимо показать своими поступками, что Вам можно доверять.


- Создать комфортные условия и поддерживать его положительные начинания и поступки.


- Попытаться превратить свои требования в его желания.


- Культивировать значимость образования.


- Стараться вкладывать в его сознание приоритеты и ценности жизни.


- Научиться задавать вопросы так, чтобы у подростка не возникло желания на них не отвечать или избегать разговора с Вами. Например, вместо вопроса: «Что ты сегодня получил?» лучше поинтересоваться: «Что сегодня было интересного в школе? Что тебе понравилось в школе, а что нет?».


- Подросток не должен бояться ошибиться или сказать Вам правду, какая бы она ни была.


- Никогда не ругайте обидными словами и не оскорбляйте его достоинства.


- Не ставьте в пример его друзей или знакомых.


- Всегда старайтесь положительно оценивать подростка, даже если Вам кажется, что он в чем-то некомпетентен. Замечания должны звучать не как обвинения.


- Хвалить надо исполнителя, а критиковать только исполнение. Хвалить надо персонально, а критиковать – безлично.


- Проявляйте к нему максимум внимания, переживайте за каждую его неудачу вместе с ним и радуйтесь даже незначительным его успехам.


- Объединяйтесь с подростком против его трудностей. Он должен видеть в Вас союзников, а не противников или сторонних наблюдателей.


- Верьте в ребенка, и тогда он точно почувствует, что дома ему лучше, чем во дворе, ведь дома его любят, принимают и уважают.


Лучшим гарантом хорошего самообладания и адекватного поведения у детей и подростков является умение родителей владеть собой. К сожалению, многие родители пока еще и сами не умеют управлять собственным гневом. Следствием этого будет то, что их дети вряд ли когда-либо в процессе воспитания усвоят навыки адекватного выражения гнева.


Возврат к списку