Выведи, мой друг, меня сперва из затруднения, а нравоучение ты и потом прочтешь. 

Жан Лафонтен

Декабрь 2022

     
П В С Ч П С В
28
29
30
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
1
18.09.2015

Представление о приемной семье

(По результатам исследования Центра профилактики социального сиротства
Архангельского областного института открытого образования
)

Для успешного воспитания и развития принятого в семью ребенка приемные родители проходят обучение, стараются обеспечить ребенку полноценную жизнь, создать благоприятную атмосферу в семье. Очень важно при этом учитывать особенности детей, которые воспитывались в ситуации семейного неблагополучия и насилия, испытывают последствия общественного воспитания. Но рамками семьи наша жизнь не ограничивается. Мы живем в обществе, где нас и наших детей ждут ежедневные контакты с самыми разными людьми. Они неизбежны. Взаимодействие с другими людьми может быть полезным для нас и не очень приятным и неприятным. Общение влияет на эмоциональное состояние и самочувствие. Для приемного ребенка установление контактов со сверстниками и педагогами порой становится проблемой, которая мешает адаптации в учреждении, в освоении образовательной программы. Задача взрослых – помочь приемному ребенку быть принятым.


Отношение общества к приемным семьям, к детям-сиротам, даже воспитывающимся в семье, - неоднозначно. У окружающих возникают вопросы относительно способностей ребенка, его наследственности, мотивов принятия ребенка в семью. Конечно, время делает свое дело и ситуация меняется. Меняется отношение людей к приемным семьям. Становится все больше приемных семей, где растут замечательные дети. Но эмоциональное принятие ребенка детьми и педагогами в детском саду, в школе, его комфортность в коллективе по-прежнему волнует каждого родителя. От эмоционального состояния ребенка, его благополучия, общения со сверстниками и взрослыми, напрямую зависит его успешность в освоении учебных навыков.


Как же относится к приемным семьям и детям педагогическая общественность? Центром профилактики социального сиротства Архангельского областного института открытого образования были опрошены 198 педагогов Архангельской области, выразивших свое мнение об отношении к приемным семьям и детям. Представляем некоторые выводы по результатам опроса.


  • Воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемной семье считают предпочтительным 88% опрошенных. Лишь 4% педагогов остаются сторонниками общественного воспитания детей-сирот, т.е. воспитания детей–сирот в условиях детского дома.
  • С фактами негативного отношения к приемным детям и семьям встречались 16% опрошенных.
  • Большинство педагогов (92%) осознают, что приемные дети нуждаются в специальной заботе, внимании и понимании.
  • Лишь 28% педагогов – участников исследования считают, что им достаточно знаний для понимания проблем приемных семей, а 47% осознают недостаточную компетентность в этой сфере профессиональной деятельности.
  • 31% респондентов заявили, что среди их знакомых есть потенциальные кандидаты в приемные родители, способные принять ребенка на воспитание. Это тот самый ресурс, с которым могут работать специалисты.
  • 35% опрошенных педагогов при определенных обстоятельствах смогли бы сами стать приемными родителями.


Конечно, воспитание приемного ребенка – дело сложное. Родителям требуется много знаний, сил, энергии, терпения. Очень важна поддержка со стороны общества, педагогов, близких, друзей. Педагогическая поддержка, компетентность, понимание со стороны педагогов поможет избежать лишних трудностей, вовремя подсказать правильный выход из сложившейся ситуации, проконсультировать, чтобы предупредить кризисные моменты. Вместе гораздо проще решать проблемы воспитания ребенка в приемной семье.


Возврат к списку