Сентябрь 2023 |
П | В | С | Ч | П | С | В |
28
|
29
|
30
|
31
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
1
|
Агрессивное поведение – любая форма поведения, нацеленное на оскорбление или нанесение вреда другому человеку, не желающему подобного обращения. Наиболее распространенные проявления агрессии у детей – драки, кусание, плевки, оскорбления, издевательства, унижения.
Это выражается в частых и/или жестоких драках, что создает опасность для окружающих и препятствует социальной адаптации самого ребенка. У таких детей отсутствует чувство безопасности, умения разрешать конфликты ненасильственным способом.
Опыт общения с детьми с нарушениями поведения, прежде всего, с выраженной агрессивностью по отношению к педагогам и сверстникам, показал, что такие дети в той или иной мере подвергались регулярным физическим наказаниям, некоторые получали в прошлом физические травмы от родителей. Для детей, переживших жестокое обращение, прежде всего, физическое насилие (жертвой или свидетелем которого является ребенок), характерным является потеря доверия к миру и к взрослым. Это приводит к трудностям формирования контактов, выраженному внутреннему напряжению, страху повторения травмирующей ситуации, растерянности, большому количеству негативных эмоций.
У детей, подвергшихся физическому насилию, нарушается чувство собственной физической неприкосновенности, снижается чувствительность к насилию. Методы физического воздействия представляются детям допустимыми и часто единственно возможными, переживания окружающих (боль, страх, обида) могут ими игнорироваться и недооцениваться.
Они часто имеют трудности в удержании внимания, отличаются возбудимостью, сочетанием повышенной ранимости и агрессивности. В связи с этим они могут нарушать групповые правила и нормы, мешать выполнению заданий, привлекать к себе повышенное внимание и т. п. Дети, особенно младшего подросткового возраста, плохо понимают свое эмоциональное состояние и недостаточно заботятся о том, что происходит с другими людьми. Все это способствует нарушению адаптации ребенка в семье и школе, нередко проявляется в дезадаптивном поведении, которое, зачастую, компенсирует тяжелые эмоциональные переживания.
Приемным родителям, опекунам важно понимать причины и механизмы агрессивного поведения, оказывать помощь в преодолении травматических переживаний детей, связанных с жестоким обращением, научить детей справляться со своими агрессивными проявлениями.
В основе любого агрессивного действия всегда лежит защита или нападение. Реализация подобных действий связана с напряжением. Если ребенок вынужден защищаться или нападать, то напряжение становится привычным.
Для преодоления агрессивного поведения приемным родителям необходимо:
- формировать чувство защищенности у ребенка;
- помочь овладеть приемам расслабления, релаксации;
- научить распознавать и отслеживать свои переживания;
- формировать новые, приемлемые способы поведения в конфликтах;
- не акцентировать внимание на агрессивных реакциях ребенка;
- не обвинять, не критиковать ребенка за неправильное поведение;
- проявлять терпение и понимание того, почему он так себя ведет;
- обсуждать и объяснять ребенку причины его поведения;
- демонстрировать собственное неагрессивное поведение.