Выведи, мой друг, меня сперва из затруднения, а нравоучение ты и потом прочтешь. 

Жан Лафонтен

Декабрь 2022

     
П В С Ч П С В
28
29
30
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
1
20.02.2017

Приемная семья - уверенность в жизни

Меня зовут Инга. На следующей неделе мне исполняется 18 лет. Вместе с сестрой живу в приемной семье 4,5 года.


В интернате я была недолго - с конца декабря 2010 года до конца марта 2012 года. В принципе, мне там было неплохо: нас кормили, одевали, возили на экскурсии, я хорошо училась, занималась волейболом, рисовала и вышивала, у меня были друзья. Если бы не сестра, я бы и не думала о приёмной семье.


Маше было 7 лет, она тяжело переживала смерть наших родителей. Не хотела ни с кем общаться, не справлялась со школьными уроками. Ее увезли в другой город, в центр реабилитации. Но и там она вела себя так же. Мне сказали, что Маша не вернется в интернат, но иногда я смогу к ней ездить (когда будет попутная машина). Тогда я и решила пойти к директору и проситься в приемную семью. Я слышала, что забрать нас должны были вместе с Машей.


Я сказала об этом в телефонном разговоре Машиному шефу по переписке - Ладе. Она забирала нас на зимние каникулы, погостить. Нам у нее понравилось. Поэтому когда Лада предложила стать для нас этой самой приемной семьей, то я согласилась.


Мои родные


Когда мы оказались в интернате, то потеряли связи со всеми своими родными. Нам никто не звонил, не приезжал. Только от старшей сестры получила два письма за год. Я берегла эти письма.


А на зимних каникулах Лада помогла мне завести страничку во ВКонтакте, где я нашла и старшую сестру, и двоюродных сестер-братьев, и бывших одноклассников.


Через год мы съездили к нам домой. Все в нем стало почему-то маленьким - я легко доставала до верхних шкафов, до которых в детстве не могла дотянуться. Лада разрешила взять с собой дорогие мне вещи, которые напоминали мне о доме, о папе с мамой. В ту же поездку мы нашли у родственников фотографии. Нам их не отдали, но мы их сфотографировали, а потом уже дома распечатали и повесили на стенку в нашей с Машей комнате.


Еще через год мы снова поехали в нашу деревню, увиделись с бабушкой и другими родными. Сейчас Маша раз в неделю звонит бабушке, разговаривает с ней. Но мне почему-то не хочется этого делать.


Моя учеба


Дома я училась на 5 и 4. Но уже в приемной семье я однажды поняла - я боялась получить другие оценки, потому что тогда папа злился и ругался.


В интернате я тоже училась хорошо. Там было легко: пришел на урок - молодец! А я еще и домашние задания делала.


В новой школе оказались требования выше. Я не помню, но мама рассказывала, что я плакала, когда не получались уроки.


Я приносила домой "тройки”, потому что считала их нормальными оценками. Когда мама это поняла, то целый месяц домашние задания мы делали вместе. Я согласилась на этот месяц, потому что не хотела, чтобы меня контролировали. А мама пообещала, что как только мои оценки станут выше, то она не будет проверять мои домашки. В итоге я поняла, как нужно заниматься, чтобы быстро делать уроки дома, и заодно подтянула слабые места в знаниях.


Вообще я увидела разницу между учебой дома и учебой в школе. Дома мама строго спрашивает, объясняет, настаивает на дополнительном материале. Дома надо учиться. А в школу я хожу общаться с друзьями. Ну, и немножко учиться.


Мама научила меня искать разные варианты решений. Это помогло мне в 9 классе, когда на контрольной работе я сначала запуталась в задаче и не хотела ее решать. Но потом стала искать варианты: "А если так? А вот так?" И у меня получилось!


Мое здоровье


Мама говорит, что у меня красивая фигура. А вот вес большой. Врач назначила низкокалорийную диету и физические упражнения. Мы с мамой стали каждое утро выходить на пробежку, занимались на уличных тренажерах. Еще я ездила в фитнесс-клуб. И вес постепенно пришел в норму.


Если бы не мама, то я бы не стала бегать по утрам. Одной скучно и неинтересно, не за кем тянуться.


Я уже привыкла есть здоровую пищу. Хотя и тянет иногда на "химию" вроде "Роллтона".


В детстве мы его ели часто. Я помню, как ходила в магазин за ним и брала сразу целую сумку. Но дома, в деревне, все равно было хорошо. У нас была своя картошка, свои огурцы и так далее. Из еды мы покупали только молоко. А здесь, в городе, всю еду нужно покупать!


Помощь по дому


Вот здесь мне не нужно было ничему учиться! Я умела убираться, готовить. К сожалению, маме с папой часто было не до этого, пришлось научиться...


Уже в приемной семье мама как-то ушла с младшими гулять. Я за 2 часа приготовила целый стол еды: салаты и вторые блюда. Мама очень удивилась!


Я старалась держать комнату в порядке, подметала на кухне. Мне очень хотелось, чтоб меня похвалили.


Отношения в семье


Лично мне было все равно, в какую семью я попала. Я знала, что я хорошая и легко сближаюсь с людьми. Были, конечно, моменты, когда меня обижали слова сына Лады. Он самый младший в семье. Он мог оттолкнуть меня или Машу от Лады, когда мы сидели рядом с ней, и сказать, что это не наша, а его мама.


Однажды я даже заплакала, не помню от каких именно его слов. А Лада вместе с ее старшей дочкой успокаивали меня и приводили примеры из своей жизни. Лада все время разговаривала с сыном об отношении к нам с Машей и постепенно жизнь вошла в нормальное русло. А я тогда научилась не принимать близко к сердцу слова маленьких детей - они же еще несознательные.


Мне понравилась дочка Лады, я стала брать с нее пример, до сих пор прислушиваюсь к ее мнению.


Я, в свою очередь, была поддержкой для Маши. Первое полгода в приемной семье часто бывало так: засыпали мы на разных кроватях, а просыпались в одной. Маша перебиралась ночью ко мне, так ей было спокойнее.


"Мама”


Я так и не стала называть Ладу мамой. Хотя в последнее время это слово соскальзывает с языка. Маша другая - она перешла на ’’маму" примерно через полгода от нашего приезда. Советовалась со мной, что я думаю по этому поводу. Я не знала, что ей ответить, я хорошо помнила родную маму.


Тогда Маша задала вопрос Ладе.


- Маш, называй меня, как тебе хочется. Мамы бывают разные: родные, приемные, крестные. Я не могу тебе заменить твою родную маму. Но детям важно произносить это слово - "мама". Поэтому, когда тебе захочется, то и ты можешь обращаться так ко мне.


Так, постепенно, Маша перешла на новое обращение. А я только сейчас, когда мне вот-вот исполнится 18 лет, начинаю понимать, что привыкла к Ладе, как к родной маме.


Будущая профессия


Пока мы жили с родителями, мама мне говорила: "Инга, ты хорошо учишься по математике. Будешь бухгалтером!"


Я так и собиралась сделать. Но в 8-9 классах школьные психологические тестирования показали, что я человек больше творческий. Я люблю рисовать, часто меняю интерьер в своей комнате. Мама говорит, "из ничего сделаю конфетку".


Сначала я хотела уйти в колледж после 9 класса. Но потом поговорила с мамой. Мы, вообще, часто говорим. Обо всем: о жизни, о друзьях, о любви, об учебе, о целях, о семье... Мама предложила "посмотреть в будущее" - что будет через 4 года, если я уйду в колледж, или если я закончу 11 классов. Мы посчитали плюсы и минусы каждого варианта. И пришли к выводу, что уйти в колледж я могла и из интерната. А вот закончить 11 классов и поступить в московский ВУЗ - не у каждого есть такая возможность. Я решила идти в 10 класс.


Маме очень хотелось, чтобы я получила хорошее, как она говорит "фундаментальное, академическое" образование. Остановились на профессии архитектора. Я стала ездить на подготовительные курсы в МАРХИ, на занятия по черчению и рисованию. Черчение нравилось мне все меньше и меньше. За год я даже пропустила занятий десять. Маме, конечно, не говорила. Но она все равно как-то догадалась и поехала поговорить с преподавателями.


Одновременно, весной, под конец 10 класса, Совет приемных родителей Московской области запустил программу "Профориентация" для детей из приемных семей. По этой программе я прошла индивидуальное тестирование и профессиограмма показала, что в строительство мне лучше не идти, а вот дизайн, рисование как раз для меня. Поэтому я немного подкорректировала свою будущую специальность. И после 11 класса буду поступать на ландшафтного архитектора.


Самостоятельная жизнь


После 18-летия я буду жить самостоятельно.


Вместе с мамой мы побывали в разных учреждениях: банке, пенсионном фонде, соцзащите. Я думала, что езжу с ней просто за компанию, но мама говорила: "Разговаривать будешь ты, а я буду рядом". И мне сразу становилось страшновато. Я стеснялась и не знала, что говорить. Но ничего, мама всегда выручала, если я где-то запиналась.


Мы сняли комнату, я уже несколько раз там ночевала. И теперь мне с каждым днем хочется жить отдельно все больше и больше. Мне и радостно, и немного страшно. Но я знаю, что мама рядом, всегда поможет советом. И именно сейчас я начала понимать, что она значит в моей жизни. Теперь мне кажется, что она моя мама с самого детства.


Блиц-ответы


Что для меня важно в приемной семье?

- Забота, под держка, любовь, понимание, радостные моменты. Я бы, конечно, не скатилась, но выбраться из жизненных трудностей было бы сложнее. Это люди, которые меня поймут и поддержат, что бы я ни натворила.


Что для меня "дом”?

- Это место, куда хочется возвращаться. Там не ругаются, не дерутся. Туда охота прийти и просто поговорить. А если до тебя нет никому дела, то так, конечно, не интересно.


Для чего нужны родители?

- 4 года назад я ответила так: "Это люди, которые не позволяют мне делать то, чего делать нельзя". Сегодня я отвечу по-другому: "Это люди, которые любят тебя по-настоящему. Не играют с тобой, не игнорируют, а реально любят. С ними можно поговорить искренне. Чем старше становишься, тем больше это понимаешь. Пришла, рассказала свои проблемы и они тебе помогли или дали совет. Можно просто прийти, обняться и тебе будет хорошо".


Чем я могу помочь семье?

- Если младшие ссорятся, то я могу прийти, как солнышко, поговорю с каждым отдельно и они перестанут ссориться. Скажу: "Что вы спорите, маме нервы трепете?" Они все поймут и скажут: "А она права!"


Что было бы, если бы я осталась в интернате?

- Не научилась бы учиться; распределять свое время; гулять не допоздна; заботиться об окружающих. У меня сейчас больше чувств, чем было бы в интернате.


Моя роль в приемной семье?

- Я как правая рука у Президента - помогаю маме, заменяю ее. Не во всем, конечно. Например, младшие в семье маму слушают лучше, чем меня.


Давала ли мне приемная семья пример зрелого поведения?

- По-моему, все время. Например, мне трудно сказать "нет", отказать человеку. У мамы я учусь делать это твердо, чтобы мне потом самой не страдать. Мама разговаривает интеллигентно, прям слушать охота. Еще мама даже дома выглядит красиво. Мне одноклассница один раз сказала: "У тебя мама в платье красивом дома ходит, а моя - в штанах спортивных"...


Роль приемной семьи в моей судьбе?


  • Я буду заканчивать 11 классов, а не 9. Буду поступать в институт на интересную профессию, а не в колледж - на кого-нибудь, как пишут мне девочки из интерната.
  • Я подготовлена к взрослой жизни. Умею преодолевать препятствия, быть настойчивой в достижении цели. А в интернате я бы думала: "Куда я денусь? Ни мамы, ни папы, сестры далеко. Куда я пойду?"
  • Я привязана к сестре, а в интернате я бы отвыкла от нее и, может быть, даже и не вспоминала про нее, потому что от меня бы ничего не зависело, я бы не могла повлиять на ее судьбу.
  • Еще я научилась красиво рисовать. Сейчас я уверена - если что-то хочешь, то сделай нужные шаги и все получится.
  • Я умею делать почти все, что умеет делать мама.
  • Я разносторонне развивалась, т.к. мама возила нас в театры, на выставки и т.д. Даже на презентацию китайского языка! Я всегда сопротивлялась, не хотела ехать, но потом мне нравилось.
  • Я научилась заботиться, звонить и предупреждать, если задерживаюсь.
  • Много раз я говорила, что у меня ничего не получается, а мама говорила иначе. Она всегда меня поддерживает. И я не бросала дело.
  • Дома всегда есть возможность заняться любимым делом. А в интернате - только в определенном месте и в определенное время.
  • Научилась ориентироваться как в пространстве, так и в жизни. Конечно, сначала возникает паника - "как?!", "это все сложно!", "я не пойму!" Но потом беру себя в руки и справляюсь.
  • Я научилась временно убирать страх ("оставлять за дверью"). Например, во время экзаменов.


’’Мораль сей басни такова”


Я научилась делать выводы из своих поступков. 


Автор: Кузьмина Инга Николаевна, г.Подольск, Московская область


Источник: сайт всероссийского конкурса дневников приемных семей «Наши истории» 


Возврат к списку