Выведи, мой друг, меня сперва из затруднения, а нравоучение ты и потом прочтешь. 

Жан Лафонтен

Декабрь 2022

     
П В С Ч П С В
28
29
30
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
1
22.01.2015

Азбука семейного воспитания - с нуля

Что значит воспитать ребёнка? Вырастить человека, который пойдёт по жизни смело, не боясь оступиться, сделать ошибку, зная, что из каждой ситуации есть выход – правильный. Ещё труднее воспитать ребёнка в семье. Если школа занимается в основном образованием, развитием способностей, подготовкой к жизни, то именно родители должны заниматься воспитанием чувств, морали, нравственности, отношению к людям, формированием личных качеств и черт характера. Ведь от того, каким ребёнок вырастет в семье, таким он и пойдёт во взрослую жизнь. И этот труд очень нелёгок, потому что это не шесть уроков, проведённых в школе, это всё оставшееся время, это общение, счастье находиться рядом со своим малышом, делая что-то вместе, разговаривая, обсуждая…


Опыта воспитания детей в нашей семье Белоголовых не было, поэтому нам, как и всем молодым семьям, пришлось осваивать азбуку семейного воспитания с нуля. Это был сознательный и осознанный шаг – взять ребёнка на воспитание. В своём заявлении мы попросили дать нам двух мальчиков, желательно братьев.


Четыре месяца искали для нас малышей, но однажды в доме раздался долгожданный звонок: звонили из областного коррекционного детского дома, предложили посмотреть двух братишек – Кирюшу (6 лет) и Данилку (4 года). Мы с огромной радостью и надеждой отправились знакомиться с ребятами, пусть и путь был неблизкий – сутки на поезде до Архангельска. Когда нас увидели в детдоме, удивились совпадению (у мамы тёмные волосы, а у папы – светлые, у Кирюши – тёмные, у Данилки – светлые). Ребятки нам очень понравились в общении, но после перечисленных болезней, недугов малышей, у мамы не выдержали нервы, и только папа заставил подписать все необходимые документы, потому что Данилка залез к папе на колени и покорил его сердце.


Возвращались домой в восторге, делились тем, кто будет чему обучать сыновей. Счастью не было предела! Но оказалось, не всё было безоблачным: через две недели нам сообщили, что Кирюша не совсем здоров и диагноз, увы, совсем неблагополучный, пришлось сделать нелёгкий для нас выбор («скорая» из райцентра - это шестьдесят с лишним километров, к нам не выезжает, а что мы сможем сделать своими силами?). Пусть не два, пусть один, но у нас будет сынок!


Я привезла Данюшку под Рождество. И первой фразой, которую он крикнул папе, выходя из машины, было: «Папа, я так скучал по тебе!» Папа заплакал, это было очень неожиданно, потому что ко мне в поезде он никак не обращался. Данилка говорил мало, плохо, хотя ребёнком был общительным, но понять то, что он говорит, было трудно. Мы созванивались с социальным педагогом из детдома, общаемся до сих пор, советуемся с ним в трудных ситуациях. Она нам очень помогает.


В садик Даниила взяли только под давлением директора школы, так как была выписка медико-педагогической комиссии, что этот ребёнок с задержкой психического развития и с ограниченными возможностями здоровья. Со многими проблемами пришлось столкнуться, село у нас маленькое, а тут такое событие: взяли ребёнка, да ещё и не совсем здорового. Но мир не без добрых людей. Самое главное было - оградить ребёнка от переживаний, их у него и так хватало. Память была развита плохо, Данила ничего не запоминал. Всё боялся, что мы оставим его в детсаду, поэтому забирали рано, чтобы он привык к тому, что за ним обязательно придут. В садике тоже родилась своя традиция: перед тем, как малыш пойдёт в группу, обязательно обнять и поцеловать.


Перед сном тоже всегда целуем, обнимаем. Поначалу это стало серьёзным испытанием: он вытягивался в струну и смотрел на нас испуганными глазёнками, ответа на свой поцелуй мы дождались только через два месяца, когда однажды перед сном он сам протянул ручки, обнял нас и поцеловал. Теперь Даня без поцелуя на ночь ни за что не заснёт. Любовь и терпение – вот самые важные составляющие воспитания ребёнка, однажды потерявшего веру в счастье. Это сейчас обычное явление – прибежать утром к маме и папе, забраться под одеяло, обнять их, поцеловать, сказать «с добрым утром», а раньше это было просто невозможно.


Речь мы восстанавливаем до сих пор. По роду своей деятельности мы не логопеды, но пришлось учиться и этому. Поэтому в нашем доме звучит только правильная речь. Каждое слово, произнесённое ребёнком неправильно, произносим по нескольку раз, с правильной артикуляцией. Учим строить предложения, сочетать звуки, рассказывать по картинкам, шипеть, рычать, петь… Учим считалки, стишки, запоминаем названия, читаем книжки, складываем пазлы – всего не перечесть. Каково было удивление медико-педагогической комиссии, когда через год мы приехали к ним на проверку! Они просто не узнали Даниила. Он говорил чётко, ясно. Остались проблемы, конечно, но прогресс огромен. Вместо одного часа работы с комиссией, он выложил и решил все задания за пятнадцать минут. Зато сколько радости было у нас, когда председатель комиссии сообщила, что ребёнок догнал своих сверстников и даже лучше этого - с нас сняли «ограниченные возможности здоровья»! А когда прошёл медицинский осмотр, сообщили, что и с глазками больше проблем нет! Правда, ножки ещё лечим (плоскостопие), но мама научилась делать массаж (массажиста у нас нет), делаем различные упражнения. Возим в райцентр лечить зубки (стоматолога у нас тоже нет). Теперь ждём новых зубов!


Раньше любимым цветом в рисовании был чёрный, сейчас цветными стали даже колёса у машины. Спрашиваем: «Почему?», а он отвечает: «Так красивее, пыль в них попадает и они светятся!» Конечно, мальчишка есть мальчишка: хватает шалостей (то скатерть разрезал: красиво же с бахромой!; то обои оторвал: что за ними интересно, а оказалась штукатурка; то линолеум фломастерами покрасил – пусть будет цветным!) Так без этого не бывает детства! Ребёнок должен быть живым, подвижным, интересующимся всем вокруг, а Данилке интересно всё! Обо всём ему надо знать, везде залезть, всё попробовать! Мальчишка! Серьёзные разговоры тоже бывают (не без этого!), объясняем: этого делать не надо, потому что… Всегда должны быть объяснения запрета, иначе всё повторится заново или назло. Малыш должен знать, почему этого делать нельзя.


Привыкли мы и к самообслуживанию: заправить свою постель, почистить зубы, помыть руки, убрать игрушки, сложить свои вещи перед сном, привести комнату в порядок. Учимся помогать родителям: вытирать пыль в своей комнате, пылесосить, молоть картошку, морковку, лук на мясорубке (очень нравится!), чистить картошку и яйца для салата, чистить снег зимой на мостках, помогать носить дрова в баню и многое другое, конечно, в меру своих маленьких сил. Даже картошку научились копать. А ещё - было большим открытием, что клубнику и землянику можно сорвать на грядке, малину и смородину съесть с куста, помидоры и огурцы взять в теплице. Напробовались за лето всего! Даже лук зелёный понравился: папа ведь ест с супом! Каждое открытие было встречено массой эмоций и впечатлений! Оказывается, всё это может быть дома, а не только в магазине!


А какие мы с ним цветы вырастили: загляденье! Тюльпаны, нарциссы, бархатцы, вербену, астры, гвоздики, лилии, флоксы, розы. Высаживали рассаду, поливали всё лето, пололи. Зато каждый раз, когда мы летом заходили домой, звучала фраза: «Как красиво у нас, мамочка, правда? Это мы с тобой посадили!»


Хотя слово «мы» появилось в лексиконе Даниила не сразу. Как только он приехал, у него всегда было «я». Я сделал, это я сказал, это я придумал, я хочу, чтобы было по-моему, почему меня не слушают, я первый! Лишь позже он понял, что есть слово «мы», что есть папа и мама, что многое мы делаем вместе, решаем вместе какие-то вопросы, и никто не стремится сделать первым, а стремится сделать всё хорошо. И слово «я» исчезло само собой, оно осталось во фразе «я сам!»


А ещё у нас есть собака по кличке Рекс породы лайка. Мы очень переживали, что Рекс не примет Даню. Он не любит маленьких детей. Долго не принимал Данилку, рвался с цепи, лаял. Мы не пытались заставить собаку полюбить сына, надеялись, что наш умный пёс сам всё поймёт. И однажды ненависть превратилась в дружбу. Время вылечило сердце Рекса, он понял, что Даня не причинит ему зла и очень хочет поиграть с ним. Сколько было радости у обоих, когда они без боязни подошли друг к другу! Как они кувыркались в снегу, визжали от восторга! Теперь Рекс с нетерпением ждёт возвращения Даниила из садика, чтобы тот принёс ему что-нибудь вкусненькое, почесал по животику и поиграл с ним.


Даниила знают не только наши многочисленные родственники, но и односельчане. Когда он здоровается, люди на улице начинают улыбаться ему в ответ, потому что на его лице всегда сияет улыбка, с любой бабушкой поговорит (бабушкам много ли надо?). Даня – общительный, жизнерадостный, внимательный, заботливый, любящий сыночек.


У Данилки появился дом, своя комната, родители, и он так рад этой жизни, что счастлив каждый день, каждую минуту. Этой энергией он зажигает нас, и все трудности уходят на задний план. Мы живём счастьем сына, рады тому, что рядом есть маленький человечек, который нас любит, который верит нам и знает, что в трудную минуту у него есть надёжное плечо, на которое можно опереться.


И пусть нам уже за сорок, но мы очень надеемся, что зазвучит в нашей квартире ещё один детский задорный мальчишеский смех! Главное - не родить сына, а воспитать его человеком, и учиться азбуке воспитания мы будем вместе с ним. Это тоже счастье! Главное - чтобы в сердце жила любовь, любовь к детям. Человек счастлив, когда рядом с ним есть дети! Значит, он живёт и кому-то нужен.


Семья Белоголовых




История опубликована в сборнике материалов о воспитании приемных детей "Семейный альбом", изданного Центром в 2013 году (переизданого в 2014 г).



Возврат к списку